Пимы

Дизайн и декор

Пимы ценятся покупателями за натуральные оттенки расцветки и отсутствие красящего пигмента. Палитра цвета варьирует от светло-бежевого до темно-коричневого, почти черного с проседью. В редких случаях можно встретить чисто белые модели, которые выглядят нарядно и презентабельно. Но из-за уникальности они имеют высокую стоимость.

Основными украшениями пимов считаются традиционные орнаменты, присущие тому или иному народу. Особенно богато и разнообразно выглядят женские модели, на которых присутствуют узоры «телячьи рожки», «головешки». Чтобы обувь была неповторимой, уникальной, применяются такие методы декора, как выскабливание, раскрашивание, аппликация. Отдельно нашиваются полоски меха или сукна контрастных оттенков. Современная обувная индустрия радует покупателей изобилием декоративных элементов. В ход идут бисер, стеклярус, ленты, перья.

Шапки и рукавицы

Удивительно, но чукчи раньше практически не носили головные уборы и варежки, несмотря на холод. Причина этого до конца не ясна. Но в 21 веке можно увидеть представителя древнего народа в современной шапке или теплом платке.

Капорообразная шапка

Шляпы раньше могли позволить себе шаманы или жители, обладающие довольно высоким статусом. Но к распространенным головным уборам все же относилась капорообразная шапка из меха. Она чем-то схожа с женским чепцом и напоминает уменьшенный капюшон.

Шьют изделие из бобра, соболя и других мелких зверей. Изнутри шапку подбивают меховушками из горностая, белки, зайца и лисы.
Женщины сейчас покрывают голову красивыми разноцветными платками.

Рукавицы кокколо

Для пошива берут камус молодого оленя, но используют и замшу животного или лосиную шкуру. Запястье украшают бисером или разноцветными лентами. Изделие просторное и длинное. Внутри ничем не обрабатывается, носится мехом наружу. С виду рукавицы выглядят легкими, но они прекрасно греют и не портятся при потении.

Немного истории

Народная зимняя обувь жителей Крайнего Севера имеет несколько видов и, соответственно, названий. Разберем самые распространенные:

КИСЫ (ударение на последний слог) – обувь северных оленеводов и рыбаков, изготовлена из оленины (шкуры с оленьей голени). В некоторых источниках отмечается, что эти сапоги использовались, в основном, холодной весной и поздней осенью. Такая меховая обувь является характерной для ненцев, хант и манс.

Что же такое, эти загадочные северные сапоги? Их делают вручную из шкуры оленя, взятой с нижней части его ног. Шьют пимы всегда мехом наружу так, чтобы ворс был направлен вниз. Эта особенность позволяет защитить ногу от промокания. Высота голенища таких сапог сегодня начинается от 40 сантиметров и достигает 70-75 см. Ингода наивысшая точка пим может находиться в паховой области.

Ненецкие пимы:

  • широкая головка;
  • мужская обувь украшена орнаментом;
  • женские пимы кроятся не так, как мужские;
  • женские модели почти никогда не имеют подошвы, а если таковые и были изготовлены, то изготовлена она будет из оленьих щеток. Мужские же сапоги всегда делают с подошвой, которая выполняется из шкуры со лба оленя;
  • пимы для женщин перевозятся на отдельной нарте.

Ижемские меховые пимы:

  • узкая головка, плотно прилегающая к стопе;
  • в украшениях мужской обуви – прямые и зигзагообразные линии;
  • идентичный крой как для мужских, так и для женских пим;
  • подошва сапог для представителей обоих полов изготавливается из шкуры с оленьих лбов;
  • обе модели могут перевозиться на одной нарте.

Существует еще одно определение пим – сибирские, однако они, скорее, являются прародителями традиционной русской зимней обуви – валенок. Поскольку изготавливаются они из валяной овечьей шерсти. Но, все же, не стоит путать сибирские пимы-валенки с финно-угорскими меховыми сапогами.

Сапоги

Чулки

Boots stockings

Женские сапоги с голенищем из эластичного материала, плотно облегающего ногу. Классикой являются чулки чуть выше колена.

Трубы

Pipe boots

Сапоги разной высоты с каблуком или без него, выполненные без застежек и замков. Имеют широкое голенище, обеспечивающее легкое одевание.

Казаки

Cossacks boots

Ковбойские сапоги с невысоким скошенным квадратным каблуком. Обычно выполняются из искусственной или натуральной кожи.

Ботфорты

Thigh-high boots

Сапоги с удлиненным голенищем – до колена и выше. Могут быть на каблуке или плоской подошве, а также с разной шириной голенища – от облегающего до свободного.

Дутики

Moon boot

Мунбуты, луноходы — объёмные, обтекаемой формы сапоги на плоской подошве из влагоотталкивающей ткани с простежкой. Часто имеют утепляющую прослойку и меховую отделку.

Ридинги

Readings

Сапоги для верховой езды из мягкой кожи с высоким голенищем. Оснащены плоской подошвой с небольшим каблуком – до 4 см. Мысок удлинённый, округлый.

Веллингтоны

Wellington boots

Сапоги, изначально созданные для верховой езды с округлым мыском. Не имеют застежек и молний. Бывают из кожи и резины.

Унты

High fur boots

Меховые сапоги, созданные для экстремально низких температур. Меховая часть выполняется из собачьего или оленьего меха, а подошва из толстого войлока.

Джекбуты

Jackboots

Изначально армейские сапоги для верховой езды. Традиционная модель имеет среднее или высокое, облегающее голенище со шнуровкой или без нее.

Бурки

Зимние сапоги из войлока высотой до колена без застежек и шнурков на плоской резиновой или кожаной подошве. Бывают укороченные варианты в формате ботинок.

Валенки

Felt boots

Сапоги или ботинки, сваленные из овечьей шерсти. Валенки не имеют подошвы – она войлочная, но современные модели могут иметь прорезиненную подошву, а также застежку-молнию.

Пимы

Pima

Национальная обувь жителей крайнего севера. Изготавливается из шкуры северного оленя, взятой с ног или со лба животного.

Головные уборы

Девушка в традиционном костюме нганасан, Таймыр.

Саамские женские головные уборы украшают яркой тканью, вышивкой и бисером.

Традиционный головной убор коренных народов Севера – капорообразная меховая шапка. Мех используют разный: беличий, олений, лисий, бобровый, соболий. Женщины также носят цветные платки – как вместо шапки, так и под нее, например, на Ямале. В прежние времена ительменские мужчины надевали шапки из птичьих перьев, похожие на головные уборы североамериканских индейцев.

У долганов есть обычай: если девушка наденет избраннику собственноручно сшитую нарядную шапку, они считаются помолвленными.

Очень интересные головные уборы в народном костюме саамов. Саамские девушки носят перевязку из бересты, обтянутую красным сукном. А замужние женщины – шамшуру, напоминающую русский кокошник. Чаще всего их делали из красного сукна, для каркаса использовали бересту или картон, а в финале украшали бисером, пуговицами и лентами.

Девушки на Ямале предпочитают носить теплые яркие шерстяные платки.

Традиционный корякский головной убор.

Быт ненцев

Кочующие народы строят переносные жилища. У ненцев это чумы, строительство которых – обязанность женщины. Летом строительница собирает чум за 30 минут, зимой – за 1 час.

В основе чума – очажный круг. Он считается входом в поземный мир. После того как семья съедет с места проживания, след от очажного круга остается на земле. Каждая ненка знает, что второй раз строить чум на этом месте нельзя ни при каких условиях.

«Квартировладельцем» тоже является женщина. Чум достается ей в приданое от родителей. Строится из 40 жердей и покрывается 65–75 оленьими шкурами. Чтобы их не рвал ветер, шкуры сшиваются в полотнища, называемые «нюками». Диаметр традиционного жилища – 8 метров.

В центре чума стоит основной опорный шест – симзы. Он священен. По шесту поднимается дым от очага к отверстию в крыше и отправляются на подвиги герои ненецких легенд.

За шестом расположена мужская зона. Входить в нее разрешено только старшим мужчинам. Там муж хранит ларь с реликвиями, оружием, и обитают духи-покровители рода. Справа и слева от шеста – гостевая и хозяйская зона. Спальное место отгораживается пологом на ночь, а днем его сворачивают в рулон. Создают спальное место из лапника и покрывают шкурами.

Дно люльки для ненецкого малыша устилают мхом и древесными опилками. Ребенка крепят специальными ремешками. Для кормления его берут на руки вместе с люлькой.

Чум / Фото: Flickr.com

Есть в чуме и женское место. Это зона очага. Женщина – хозяйка огня. По поверьям, хозяйка чума умеет прорицать, глядя на пламя, цвет дыма и слушая треск поленьев.

Чтобы не замерзнуть, ненцы надевают шубы, которые называются паркой (женская) и малицей (мужская). Они различаются кроем и типом. Малица – сплошная и шьется мехом внутрь. Парка – распашная, с мехом внутрь и наружу. Женскую одежду дополняют орнаментом из кусочков меха, вышивкой и металлическими украшениями.

В XX веке название «парка» пришло в английский язык из быта северных народов. Оценив удобство и характеристики одежды, в 1950-х в США создали специальные парки для арктических летчиков, вписав швейные достижения северных народов в историю военной одежды. В СССР такие же куртки получили название «аляска».

Мыться на Севере сложно, но есть и другая причина для негативного отношения к гигиеническим процедурам. Олени узнают хозяев по запаху. Мыло скроет привычный аромат тела, и олени не подпустят близко «чужого». Ненцы считают, что мех парки впитывает пот и жир, а загрязненные ворсинки отламываются – и этого достаточно.

Происхождение и антропология

По антропологическим признакам ненцы относятся к уральской контактной малой расе. В них сочетаются признаки европеоидов и монголоидов, и чем дальше на восток, тем ярче выражены признаки монголоидности.

В 1994 году ученым встретилась группа кочевников, почти не имеющая контактов с внешним миром. Они использовали инструменты и сани, аналогичные найденным в археологических раскопках, датируемых 8000-летней давностью. Учитывая схожесть саней и инструментов, ученые сделали вывод, что образ жизни кочевья тоже не менялся на протяжении всего этого времени.

Внешний вид ненцев:

  • невысокий рост (для мужчины средний – 158 см);
  • коренастое телосложение;
  • широкое плоское лицо с коротким выступающим носом;
  • волосы прямые и густые; цвет – черный или темно-коричневый;
  • борода почти не растет;
  • глаза черные или карие;
  • кожа смуглая.

По вопросу расселения древних самоедов на территории Саянского нагорья приняты две теории.

Первая гласит, что самоеды приполярной зоны двинулись на юг, заселяя Саяны и Алтай (теория Страленберга). Вторая диктует противоположный путь миграции: тюрки вытеснили с Саянского нагорья племена протосамоедов, отчего те отступили к берегам Северного Ледовитого океана, где встретились с аборигенами Арктики. Так появились современные ненцы.

Некоторые исследователи считают, что таинственные сихиртя из мифов саамов были тем местным народом, с которым пришельцам с Саян пришлось вступить в контакт.

Обувь

Унты

Слово в переводе с эвенкийского так и значит – «обувь». Для изготовления используют шкурки с ног зайцев или оленей. Для подошвы также применяют шкуру парнокопытного, внутри сапоги покрывают мехом. В редких случаях обувь делают высокой (у женщин до колен, у мужчин – до голени). Чтобы было удобнее, вставляется внутренняя стелька из войлока (если получается достать материал). Изделие дополнительно украшают вышивкой или бисером.

А вы знали, что летчики Первой мировой войны носили унты из овчины? Военные любили эти сапоги, так как они позволяли держать ноги в тепле даже на самой экстремальной высоте при открытой кабине самолета!

Маклаки

Очень похожи на описанную выше национальную обувь чукчей, только эту носят чаще обитатели американского континента. В высоту изделие доходит лишь до голени. Маклаки шьются из оленьего меха. Нередко снаружи прикрепляют кисти или помпоны из лисьего или кроличьего меха, украшают вышивками.

В восточной части Аляски и в Гренландии используют технику обрамления обуви хрящами различных животных. Это позволяет охотнику бесшумно преследовать свою жертву, так как походка становится мягкой и незаметной.

Кто они: ненцы или самоеды

В тундровых районах, прилегающих к Северному Ледовитому океану, живут коренные народы, называемые самоедами или самодийцами. Всего выделяют пять самодийских групп:

  • ненцы;
  • энцы;
  • нганасаны (устаревшее название – «тавги»);
  • селькупы (остяки);
  • камасинцы.

В их образе жизни много общих черт, но есть и отличия. Поэтому все ненцы относятся к самоедам, но не все самоеды – это ненцы. Ненецкие кочевники мигрируют со стадами оленей от восточного побережья Белого моря до полуострова Таймыр.

Ненцев делят на евразийских и азиатских, тундровых и лесных, отмечая различия в языке, образе жизни и культуре. Европейские живут в Ненецком автономном округе Архангельский области, азиатские — на Ямале, в Ханты-Манскийском автономном округе, Красноярском крае. Лесные – жители междуречья Енисея и Оби. Тундровые живут в тундрах Кольского полуострова и в низовьях Енисея.

Ненцы / Фото: Wikipedia.org

Из чистой шерсти

Рассказ о настоящих сибирских пимах, выпускаемых в Тогуле, тогда заинтересовал, захотелось увидеть их производство. Но съездить удалось только сейчас. На предприятие прибыли вместе с первым заместителем главы районной администрации Юрием Братенковым.

— Наши валенки не садятся, — такими словами встретила нас хозяйка пимокатни Наталья Одрова. – Почему? Секрет. Главное — качество шерсти. Она у нас чистая, только осенней стрижки.

— Тут вот какой фокус, — вступает в разговор супруг и главная движущая сила производства Игорь Одров. — У шерстобитной машины обычно есть поддон, куда в процессе прочесывания шерсти сыплются остья от растений и другой мусор, прилипший к овечьей шубке до ее стрижки. Он тут же захватывается машиной и попадает в подготовленную шерсть. Мы же поддон убрали, все лишнее падает на пол и там остается. А стопроцентно чистая шерсть, без всяких примесей, идет в дальнейшую переработку.

— А почему вы используете ту, что осенней стрижки?

— За лето овцы выделяют пот, благодаря которому она хорошо скатывается. Зимой же у животных вырабатываются другие ферменты, поэтому весенняя шерсть плохо катается, наши работницы с ней мучаются, — поясняет Наталья Михайловна. — Половина производства – ручное. Для потребителя это хорошо, для нас плохо — производительность невысокая, зато качество обеспечивается отменное. Толщина стенок валенка не одинаковая: мягкие, тонкие голенища, ближе к стопе они становятся толще и крепче, подошва на ортопедическом подборе (с выемкой), а не как у заводских. В такие пимы шерстяной носок надевать не нужно.

Пять лет назад тогульский фермер Игорь Одров решил открыть в райцентре пимокатное производство. Собственно, оно всегда здесь было, чуть ли не с дореволюционных времен. А в девяностые годы прошлого века сначала переходило из рук в руки, затем закрылось. Несколько лет помещения стояли заброшенными. Половину оборудования растащили. Оставшееся находилось в таком состоянии, что его нужно было капитально ремонтировать. Приобрести запчасти невозможно, подобные машины сегодня нигде не выпускают. Благо что в свое время Игорь Николаевич выкупил оборудование закрывшейся пимокатни в Смоленском районе.

1 марта 2006 года супруги Одровы приступили к восстановлению предприятия. Электричество в здании отсутствовало. «А что такое подключить его вновь образованной организации, долго рассказывать. Нужно не одну разрешительную справку собрать, кучу инстанций посетить, заключить строгие договора и заплатить немалые деньги. Мало кому удается пройти этот путь до конца», — вспоминает глава семейства. Но ему упорства не занимать. Уже в апреле приступил к ремонту оборудования. Когда появилось электричество, попробовал обрабатывать шерсть, а в июне выдал первую партию валенок.

Религия и обычаи

Религия ненцев – шаманизм. Шаман – защитник и посредник между духами и людьми.

Вселенную создал бог Нум. Она состоит из 3 «этажей»: верхнего, среднего и нижнего миров. Нум правит верхним миром. В среднем живут люди и духи природы. Ненцы верят, что деревья, горы, озера и реки населены духами. Подземным миром правит дух смерти и болезней Нга.

Чтобы Нум защищал людей от Нга, ему приносят жертвы. Особенностью религии кочевых народов Сибири является практичность. Если на человека обрушились беды, то духи плохо его защитили. В наказание человек прекращает приносить им жертвы до тех пор, пока духи не исправятся.

Ненцы верят, что нельзя играть со стихиями: водой, огнем. Нельзя протыкать землю металлом или рыть ее. Девушкам нельзя заходить на мужскую половину чума, а мужчинам – на женскую. Нельзя помогать хозяйке убирать посуду или мыть – так из дома воруют благополучие. За столом запрещается петь песни.

Интересны ненецкие представления о загробном мире. Там человек живет ту же жизнь, что прожил на земле, только с обратным отсчетом. Поэтому во время обряда погребения покойнику в гроб клали не новые вещи, а старые: сломанное оружие, перевернутые нарты. На том свете они станут новыми и полезными.

Язык и письменность

Ненецкий язык относится к уральской языковой семье, к ее самодийской ветви. Европейские ненцы чаще пользуются русским языком для общения, а азиатские – ненецким. Ненецкий язык делят на 11 диалектов. Этому способствует низкая плотность населения и большие территории, по которым кочуют оленеводы. Между тундровым и лесным ненецким имеются фонетические различия.

Что касается письменности, то ненцы пользовались пиктографическим письмом. Первая попытка создать письменность относится к 1830 году, когда архимандрит Вениамин Смирнов опубликовал ряд богословских текстов, основываясь на латинице.

Следующую попытку внедрить письменность на основе латинского алфавита предприняло советское правительство в 1932-м, а затем в 1937 году – еще одну попытку создать письменность на основе кириллицы. Сегодня используется написание на кириллице. Ненецкая издательская продукция состоит из учебников для начальных классов и некоторых произведений классиков.

Малица, кухлянка, аткук

Житель Ямала в традиционной ненецкой малице.

Главная одежда коренных народов Севера – просторная меховая куртка, бывает короткая и удлиненная. Состоит из двух слоев: верхний носят мехом внутрь, нижний – наружу. Летом кухлянку носят в один слой. Рукава свободные, но плотно прилегающие на запястьях: так лучше сохраняется тепло и удобнее работать.

Глухую меховую куртку из шкуры оленя чукчи, коряки и ительмены называют кухлянкой, ханты – малицей, эскимосы – аткуком, саамы – пеццк, или печок (мехом наружу) и торрк (мехом внутрь). Верхняя женская одежда у энцев и нганасанов – распашная парка – называется лифарие.

У селькупов распашную оленью парку (паргы) мехом наружу носят и мужчины, и женщины. А вот глухой сакуй из оленьих шкур, который в сильные морозы надевают поверх парки – предмет мужского костюма.

По форме все меховые куртки – и кухлянки, и малицы и т. д. – на первый взгляд имеют похожий дизайн у разных народов Севера, но разница в деталях. Например, в одном регионе повязывают пояс, в другом пришивают особые капюшоны или варежки, в третьем к поясу прикрепляют разные полезные вещи: ножи, футляры со спичками, кисеты для табака и так далее.

У энцев наружные пояса не носят. Еще одна особенность – нательный комбинезон без рукавов, который женщины надевают под верхнюю одежду.

Корякская летняя женская кухлянка мехом внутрь с вышивкой бисером и меховой мозаикой.

Кухлянка настолько теплая, что нередко ее используют как спальный мешок, глубоко надвинув капюшон и плотно затянув воротник.

Коколдо и другие рукавицы

Дети в национальных костюмах на праздновании Дня оленевода на Ямале.

Зимние рукавицы шьют из шкуры оленя мехом наружу. Существуют также летние – из тюленьей кожи или ровдуги. У юкагиров распространены ровдужные перчатки с красно-белой вышивкой волосом оленя. Ительменские женщины часто носят перчатки без пальцев.

Рукавицы легко потерять, так что либо к ним пришивают полоску кожи, чтобы можно было повесить на пояс, либо сами рукавицы прикрепляют к одежде.

Если рукавицы наглухо пришиты к рукаву, в месте сгиба кисти делают разрез, прикрытый клапаном. Клапан прикрывает щель от мороза и ветра, сохраняя тепло, и в то же время благодаря разрезу руку можно при необходимости легко высвободить. Удобно для выполнения различных работ, которые сложно или невозможно выполнить в рукавицах.

Меховые варежки – часть саамского народного костюма.

Пример ненецкой малицы из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Какой из этих обрядов является традиционным у коряков на свадебной церемонии?

а. Ритуал слез

б. Почернение невесты

в. Кормление огня

г. Традиция поцелуев

Корякская свадьба начинается задолго до праздничного торжества. В конце 19-го начале 20-го века еще были сильны традиции, когда жених должен был «отработать» свою невесту в хозяйстве будущего тестя. Но и после этого молодые должны были пройти ряд обрядов, которые по верованиям коряков несли зарождающейся семье счастье и благополучие. Родственники со стороны невесты одевают, наряжают девушку в традиционный национальный свадебный наряд, и выводят на улицу. Под звуки бубна исполняется танец. Жених одет в национальную одежду. Под сопровождение мужских напевов исполняется танец жениха с родственниками, друзьями. Обряд «Камлание». По кругу костра разложены продукты для «кормления» огня. Обряд проводит старый шаман. Во время исполнения ритуального танца шаман подкармливает костер едой (что разложена по кругу костра). Когда еда заканчивается шаман и родители молодых подводят молодоженов к костру и дают знак, что надо класть оленьи кишки в костер. Молодожены делают это, шаман проводит второй обряд. Слышится корякская речь (в ней принимают участие шаман, новобрачные и родители). Все они сидят у костра. Невеста берет золу и натирает ей ладони, приговаривая о хорошей жизни с очагом семьи. На протяжении танца шаман следит за изготовлением кишок и как только они готовы, он предлагает их молодоженам. Молодожены танцуют свой первый брачный танец.

С чем носить?

Сапоги из оленьей шкуры сложно назвать универсальной обувью, поэтому очень важно подобрать правильное сочетание с одеждой. Итак, с классическими унтами прекрасно сочетаются следующие элементы:

  • дубленки;
  • меховые тулупы или жилетки;
  • некоторые виды меховых шуб (лучше сочетать цвет шубы с цветом обуви);
  • редко унты сочетаются с дутыми куртками и классическими пуховиками;
  • леггинсы или колготки с начесом;
  • узкие джинсы или брюки, чтобы штанины можно было направлять внутрь сапог;
  • юбки и платья средней длины без ярких деталей и украшений.

Лучше, если в оформлении верхней одежды или аксессуаров (шапки, шарфа, варежек) будет присутствовать мех любого вида.

Бисер

Особое значение мастерицы придают вышивке бисером. В древние времена аборигенное население изготавливало бусины в виде кружков и столбиков, вытачивая их из кости и окрашивая природными красителями разнообразных оттенков. Говорят, за горсть таких бисеринок эвенки могли отдать целого оленя. Теперь мастерицам доступен современный бисер, а старинный они берегут как раритет. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение.
Техника шитья и виды орнаментов за долгие годы изменений не претерпели, а вот сама тематика несколько меняется: все чаще на одежде изображают растения, зверей, сам же узор стал крупнее.

Изготовление пим

Пимы традиционно шьют вручную из шкуры снятой с ног северного оленя — камуса.
Оленьи камусы, прежде чем превратиться в обувь, проходят множество стадий обработки. Их растягивают, замораживают, замачивают, сушат, мнут, держат в опилочной смеси.
Для одной пары пимов используют от 8 до 13 камусов. Камусы для пим выделываются, подбирают по цвету.

В процессе создания пим, шкурки оленя тщательно подготавливаются и разбираются, задолго до начала сезона пошива теплой обуви. Для пошива используют мех темного и белого цветов, который складывают ворсом внутрь. После того как будущая модель пим раскроена, мех сшивают с изнанки и выворачивают. Самыми дорогими и востребованными считаются белые и серые пимы.

У народа коми для украшения пим используется простой древний орнамент, который носит название «оленья голова» или «рога оленя». Чаще всего такой орнамент наносят на пимы для женщин, так как считается что, такой узор будет служить оберегом для своего владельца. Узоры на пимах делаются для красоты. Для пошива узоров используют различные материалы, например, сукно, кусочки камусов, и даже бисер.

Покрой женских пимов несколько отличается от покроя мужских: передняя полоса камуса гораздо уже и заканчивается узким мыском, не доходя до носка. Узор делается также значительно ниже — на самом мыске, что может быть связано с тем, что женская одежда длиннее мужской и узор, будь он выше, был бы не виден.

История

По этнографическим данным, традиционная зимняя обувь народа коми (севернее Печоры) была из оленьего меха. Это были «тцбцки» (или иначе «тобоки») — сапоги с голенищем высотой около 40 см из оленьего меха ворсом наружу, к тобокам прикреплены ремешки, при помощи которых их удерживают на ноге. А также пимы (иначе «пими», по коми — «pimi») — такие же сапоги из оленьего меха ворсом наружу, но с голенищем выше колена, около 70-75 см. Направлен ворс камуса всегда вниз, благодаря этому мокрый снег и вода стекает с меха. Подошву пришивают из щеток (шкура между копытами ног оленя). Делается это для того, что бы снег не прилипал к подошве, так как волос на щетке жесткий. Спереди пимы украшают кусочками меха другого цвета и отделывают разноцветным сукном.
Женские пимы отличались от мужских более короткими голенищами и лучшей отделкой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Навигатор в мире женщин
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: