Что делать, когда маленький ребёнок орёт или поступает будто назло? советы людмилы петрановской

Новые горизонты

В возрасте 1,5-2 лет поведение ребенка заметно меняется. Он вступает в период, когда ему хочется проявлять самостоятельность. Это период, когда малыш может на улице внезапно вырвать ручку из вашей руки и с независимым видом припустить вперед. Он становится капризным и требовательным и бурно протестует против запретов и ограничений. И в то же время, словно пугаясь собственной смелости, сильнее проявляет свою зависимость от вас. Ему больше, чем когда-либо, необходимо быть уверенным в том, что вы его любите. Теперь вам нужно не только тем или иным образом реагировать на эмоциональные проявления ребенка, но и объяснять ему правила поведения в обществе: «Нельзя залезать с ногами на стол»… Вы должны ставить необходимые ограничения и объяснять их причины: «Вижу, что тебе это не нравится, но я не могу позволить тебе лезть руками в тарелку с кашей. Это очень некрасиво, и ты испачкаешься».

Родители не должны менять свои правила в зависимости от настроения ребенка, даже если он устраивает им сцену на людях, иначе ультиматумы будут повторяться снова и снова. Многие родители думают, что их ребенок страдает, когда требует чего-то со слезами. Одни капитулируют, устав от капризов, другие боятся, что ребенок перестанет их любить… И все-таки вы не должны оказаться в ситуации, когда ребенок с вашего согласия манипулирует вами. Необходимо сделать так, чтобы он почувствовал границы, которые ему нельзя переступать.

Совет 2 Установленные однажды правила не должны меняться ни при каких обстоятельствах. Их необходимо соблюдать всем членам семьи: только тогда малыш поймет, что манипулировать вами бесполезно.

В другой проекции

Типичная ошибка взрослых в подобной ситуации состоит в том, что они проецируют собственные чувства на ребенка. Не пытайтесь поставить себя на его место. В его возрасте недовольство и слезы в большинстве случаев не означают боли и страдания. Это просто доступный малышу способ выразить досаду, разочарование или гнев, потому что объяснить все это словами он еще не может

До 1,5-2 лет справиться с такими эмоциональными бурями довольно легко, достаточно лишь отвлечь его и переключить внимание на что-то другое. Правда, не стоит при малейших признаках недовольства немедленно бросаться развлекать малыша

Таким образом вы даете ему понять, что его «плохие» чувства не имеют права на существование. Ребенок может почувствовать, что вас путают проявления гнева или обиды, и, соответственно, их нельзя выражать свободно, а необходимо скрывать и даже подавлять. Эмоционально реагируя на какую-либо ситуацию, маленький ребенок рассчитывает на ваш отклик. Только ваше отношение, поведение, слова помогут ему сориентироваться в том, что с ним происходит. Вы устанавливаете для него границы, внутри которых он может свободно выражать свои эмоции, не опасаясь их разрушительной силы. Когда малыш повзрослеет, установленные вами ограничения, которым он порой сопротивлялся, станут частью его убеждений и послужат основой для построения границ его личности. Нет никаких оснований думать, что ребенок самостоятельно научится контролировать себя, так же как ошибочно стараться во что бы то ни стало идти на поводу у крохи, следовать за его эмоциональными порывами.

Если вы: Находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

Постарайтесь отложить на некоторое время совместные игры с ребенком. В минуты раздражения не берите его на руки: дети легко «заражаются» эмоциональным состоянием родителей.Расстроены. Лучше сказать об этом ребенку. «Я сейчас очень расстроена, поиграй, пожалуйста, сам. Мне надо успокоиться»

Детям свойственно многое принимать на свой счет, ребенку важно услышать, что вы сердитесь не из-за него. Чтобы малыш научился лучше понимать вас, а значит, и себя, важно прямо говорить ему о своих чувствах, желаниях и потребностях

Сложности приучения к горшку

Когда ребенку исполняется два годика, следует активно начать приучение к горшку. Некоторые дети начинают садиться на горшок раньше, другие – позже. Здесь не существует определенной нормы. Если приложить терпение и усилия, то результат обязательно появится.

Советы для родителей, приучающих детей к горшку:

  • Начинать приучение следует около года, максимум в полтора годика. Однако результата чаще всего добиваются к двум – двум с половиной годам. Приучая ребенка, избегайте нажима, будьте доброжелательны.
  • Горшок следует поставить в удобном, доступном для малыша месте.
  • Дома снимайте с ребенка памперсы. Первое время он будет делать лужицы по всему дому, но вскоре поймет, куда их нужно делать.
  • Сажайте ребенка на горшок тогда, когда явно заметно его желание сходить в туалет. Если же ребенок занят игрой, а вы отрываете его и силком сажаете на горшок, приучение может существенно затянутся.
  • В продаже появились горшки – трансформеры. Ребенок может сначала пользоваться им, как обычным горшком, а в последствии садиться на горшок, прикрепленный  к унитазу.

Мультики от года до трёх

Мультики до трёх-четырёх лет не развивают ребёнка, его развивает предметно-манипулятивная деятельность, сенсорика, другими словами – ему нужно всё трогать, нюхать, пробовать на вкус, а не отстранённо смотреть. Если учите цвета, то на осязаемых предметах, животных (или на карточках), а ещё лучше вживую, и тому подобное. Для развития мозга ребёнка в этом возрасте пользы будет больше от махания палкой на улице и собирания шишек, чем от «умных» мультиков. Также стоит отметить, что необходимо бережно относиться к зрению малыша, так как в случае плохого зрения может тормозиться и умственное развитие ребёнка. А при просмотре гаджетов зрение может испортиться.

Что нужно знать родителям о воспитании

Каждый ребенок берет пример со своих родителей и близкого окружения. Если родители употребляют нецензурные выражения, не следят за порядком и внешним видом, нет ничего удивительно в том, что ребенок примет такую же модель поведения. Просьбы убрать игрушки на место или надеть чистую  одежду будут сопровождаться истериками.

Чтобы этого избежать, необходимо преподнести ребенку правильную модель поведения:

Одевая ребенка, обращайте внимание на чистоту его одежды, и указывайте на пятна при их появлении. Следите за тем, чтобы и на вашей одежде не было пятен;
При кормлении ребенка подкладывайте салфетку, и хвалите малыша за стремление воспользоваться ею

В возрасте до трех лет малыш лучше поймет похвалу. Ругань его только обидит;
Следует приучить ребенка к тому, что после прочтения детской сказки и пожелания «Спокойной ночи» следует отдыхать. Родителям не обязательно, уложив ребенка, также отправляться спать, однако нужно заниматься спокойными делами и не шуметь;
Чувство времени у крохи поначалу отсутствует, его необходимо выработать. Это требует колоссальных усилий. Подъем, питание и прогулки, а также отход ко сну должны происходить примерно в одно время.

Приучение малыша к самостоятельности

Приучение к самостоятельности – важный этап воспитания ребенка до трех лет. Ближе к трехлетнему возрасту, ребенок начинает идентифицировать себя, как личность

В этот момент очень важно дать ему понять, что самостоятельность – это хорошее качество

Не стремитесь сами все сделать за ребенка. Одеваясь на прогулку, дождитесь, пока малыш сам натянет обувь, даже если он делает это очень долго.

В воспитании самостоятельности очень важно не переступить тонкую грань между терпеливостью и потаканию детским капризам. Будьте для ребенка не строгим наставником, а помощником

В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок пытается есть суп вилкой. Родители стремятся объяснить ребенку, что есть нужно ложкой и отбирают вилку. Однако это не совсем правильно. Чтобы ребенок стал самостоятельным, объясните ему один раз, что суп едят ложкой, но оставьте и вилку. Через несколько попыток ребенок сам поймет, что вилкой съесть жидкий суп невозможно.

Воспитание детей – трудная, но интересная обязанность каждого родителя. Следуя проверенным советам можно существенно облегчить процесс воспитания малыша и добиться больших успехов. Воспитать своих детей правильно должен каждый родитель.

Буря эмоций

До полутора-двух лет ребенку нужно совсем немного слов для того, чтобы его поняли. Он лепечет или показывает на желанный объект. Если мама его не понимает или не считает возможным предоставить ему то, что он хочет, он начинает рыдать, топать ногами, выражать агрессию. Некоторые дети, не достигнув желаемого, в состоянии довольно быстро переключиться на что-то другое. Другие же оказываются настолько захваченными своими эмоциями, что никак не могут остановиться и успокоиться. Это нелегкое испытание для родителей, которые сами оказываются во власти противоречивых чувств. Гнев на разбушевавшееся чадо перемешивается с жалостью к маленьком «страдальцу». И вы разрываетесь между желанием уступить ему и твердо стоять на своем.

Особенности воспитания ребенка в период от года до двух лет

На данном этапе развития поведение детей еще не устойчиво, требуется постоянный контроль со стороны родителей. Начиная с годовалого возраста следует стремиться сохранять у ребенка хорошее, позитивное настроение, играть с ним в веселые, познавательные игры, предназначенные для детей от года.

Однако не только игры и беседы с ребенком являются элементами воспитания

Особое внимание следует также уделять:

  • Умыванию, гигиеническим процедурам;
  • Развитию культурных навыков;
  • Одеванию;
  • Внешнему виду;
  • Режиму питания;
  • Режиму сна;
  • Общению с родителями и посторонними людьми;
  • Общению со сверстниками;
  • Понимают требований взрослого человека;
  • Соблюдению порядка в доме.

Годовалый и полуторагодовалый малыш лучше всего запомнить ваши требования, если они будут преподнесены необычно. Избегайте в общении с ребенком грубого тона, это может привести к обратному результату – ребенок не захочет выполнять требования.

Физическое развитие

На 2-м году жизни самым важным навыком для ребенка становится ходьба. Если в один год большинство детей еще используют опору, чтобы встать, и боятся отпустить руку взрослого, то к 1,5 годам самостоятельные прогулки уже не вызывают трудностей у карапуза.

Развитие крупной моторики ребенка позволяет ему на втором году жизни освоить умение ходить по лестнице. В начале периода кроха держится за руку взрослого, к 2-м годам может спускаться и подниматься самостоятельно. Но не стоит оставлять ребенка в этом возрасте без страховки на лестнице. Старайтесь всегда поддерживать сына или дочку, охраняя от падения.

Координация рук на втором году жизни ребенка позволяет ему начать осваивать некоторые навыки самообслуживания. Уже в год кроха может успешно есть ложкой кашу, пить из кружки или чашки. Ближе к 1,5 годам карапуз начинает проявлять интерес к самостоятельному одеванию. Эти порывы стоит поддерживать, даже если на подготовку к выходу на улицу будет тратиться больше времени.

Таблица физических умений ребенка 2-го года жизни

Навык Возраст Особенности
Ходьба 12 — 15 месяцев Учится ходить самостоятельно без опоры на стены или руку взрослого.
15 — 18 месяцев Пытается бегать.
18 — 21 месяц Во время ходьбы начинает обходить препятствия, учится перешагивать через небольшие предметы.
21 — 24 месяца Часто переходит с ходьбы на бег; Пытается ходить по узкой доске, расположенной под углом или вертикально, при поддержке взрослого.
Ползание 12 — 15 месяцев Ползает быстро на четвереньках, может подняться по лестнице.
15 — 24 месяцев Ползает при необходимости добраться до предмета, если дойти нет возможности;
Лазание 12 — 15 месяцев Учится правильно слезать с дивана, высоты.
15 — 18 месяцев Учится залазить на предметы разной высоты, используя дополнительные предметы в качестве подставки (игрушки, легкую мебель).
18 — 21 месяцев Уверенно забирается на мебель, правильно слезает вниз, делает это быстро.
21 — 24 месяца Учится лазить по стенке.
Игры с мячом 12 — 15 месяцев Бросает, пинает, катает мяч, не пытаясь попасть в цель.
15 — 18 месяцев Учится бросать мяч взрослому 2-мя руками.
18 — 21 месяцев Кидает мяч вверх, вперед, вниз 2-мя руками.
21-24 месяца Кидает мяч в разных направлениях (вверх, вниз, вправо, влево); Бьет по мячу ногой.
Ходьба по лестнице 12 — 15 месяцев Учится подниматься по лестнице за руку со взрослым.
15 — 18 месяце Начинает спускаться по лестнице за руку со взрослым приставным шагом.
18 — 21 месяц Пытается самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.
21 — 24 месяца Уверенно поднимается и спускается по лестнице, при необходимости придерживается за поручень, стену или руку взрослого.
Умение открывать шкафчики, полки, ящики 15 — 21 месяц Учится вытягивать полки, открывать ящики, откручивать крышки.
21 — 24 месяца Учится открывать и закрывать двери, нажимая на ручку.
Прыжки 18 — 21 месяц Пытается прыгать на месте на 2-х ногах или чередуя ноги.
21- 24 месяца Уверенно прыгает на 2-х ногах; Учится спрыгивать с небольшой высоты, приземляется на 2 ноги.

Психическое развитие

Между 1 и 2 годом жизни психика ребенка еще очень несовершенна, идет процесс развития всех основных направлений нервно-психического восприятия, развиваются умения воспринимать, анализировать и преобразовывать полученную информацию в конкретные знания.

В этот период происходят важные процессы, которые в будущем помогут малышу освоить большой объем знаний, выстраивать отношения с другими людьми, воспринимать собственную личность.

Для детей 1-2 лет характерны следующие нервно-психические особенности:

все эмоции, которые испытывает ребенок, одинаково сильны. Кроха еще не умеет справляться с радостью и обидой , грустью, любопытством

В 1-2 года важно контролировать количество эмоциональных событий, ограничивать малыша от состояния постоянного возбуждения. Для снижения интенсивности эмоциональных проявлений нужно придерживаться одинакового режима дня

Когда малыш в одно и то же время ложится спать, кушает, играет и занимается у него меньше причин для беспокойства. Посещения гостей или шумных мероприятий лучше избегать или посещать их не чаще, чем раз в месяц;

ребенок в 1-2 года эгоистичен. Психическое развитие в этом возрасте не предполагает умения думать о ком-то другом, кроме себя. Не пытайтесь взывать к совести или сочувствию, эти эмоции придут позже, ближе к 3-м годам;

постепенно дети перестают опасаться незнакомых взрослых людей, могут идти с ними на контакт. У ребенка появляются новые опасения: некоторые дети боятся собак, другие — громких звуков, третьи — пылесоса. Эти страхи появляются из-за непонимания, почему животное или предмет издает странные звуки;

дети в 1-2 года не имеют воображения, все их игры — шаблонные действия. Чтобы малыш мог занять себя сам, его нужно научить играть. Вследствие отсутствия воображения поведение ребенка от 1 до 2 лет — это копирование ближайших взрослых. Если вы хотите выработать особенные привычки, научить определенной модели поведения, то постарайтесь вести себя соответственно предложенному образу;

нервно-психическое развитие детей от 1 до 2 лет отличается от следующих возрастных периодов отсутствием контроля желаний. Малыш между 12 и 24 месяцами не понимает, чего он хочет, правильнее сказать, что он хочет всего сразу. Чтобы общение с ребенком не ставило вас в тупик, не предлагайте ему более одного занятия на выбор. Если кроха отказывается играть с машинкой, то уберите ее и только после этого достаньте мяч;

на 2-м году жизни дети начинают понимать похвалу и им очень нравится, когда взрослые отмечают их достижения. Для гармоничного познавательного развития нужно хвалить ребенка как можно чаще, но за действительно важное действие;

с 1,5 лет дети способны запоминать новые места, начинают легче адаптироваться к новым обстоятельствам. До этого возраста большинство детей реагируют на смену обстановки капризами и сильным возбуждением. С 1,5 лет малыши начинают изучать новое пространство и в присутствии мамы быстро к нему привыкают;

На 2-м году жизни в психике малыша зарождается стремление к самостоятельности. Он с удовольствием подставляет ручки для надевания кофточки в 12 месяцев, с 15 — 18 месяцев предпринимает попытки самостоятельно одеваться и раздеваться. К 2-м годам некоторые малыши могут сами обуваться и разуваться. Кроме этого, на втором году жизни дети учатся самостоятельно выполнять основные гигиенические процедуры, пользоваться мылом, следить за своим внешним видом. Рекомендуется поддерживать это стремление, даже если для самостоятельного выполнения действия нужно потратить больше времени.

Воспитание характера у ребенка

– Помните, что первые несколько лет жизни ребенка именно родители являются для него примером для подражания. Определенно, во фразе «не воспитывайте ребенка – воспитывайте себя» есть своя доля правды. Хотя бы в присутствии малыша старайтесь контролировать свои слова, поступки и действия.

– Поощряйте самостоятельность крохи. Малыш не должен все время прятаться за маминой юбкой. Ваш малыш – индивидуальность, он имеет определенные права и обязанности. Как можно чаще позволяйте ребенку проявлять инициативу в рамках дозволенного. Например, собираясь на прогулку, разрешите ему выбрать, в футболке какого цвета от сегодня будет гулять: синего или зеленого? Ребенок хочет помочь убраться в квартире или приготовить воскресный обед? Почему бы и нет?! Таким образом мы закладываем у малыша чувство ценности, значимости и самостоятельности.

– Сильный и волевой ребенок чаще вырастает в полных семьях. Ребенок должен получать одинаковую долю внимания, любви и теплоты и от мамы, и от папы. Если малыш наблюдает за взаимоотношениями между родителями, он в будущем будет строить подобную модель поведения и в своей семье.

– Если вы наказываете малыша, обязательно каждый раз объясняйте ему, за что он понес наказание. В другой раз кроха будет стараться избежать оплошности. Если ребенок не понял, почему с ним не разговаривают или поставили в угол, он просто будет считать наказание необоснованным и несправедливым. Никогда не спешите применять физическую силу при первом удобном случае. Дети, которых часто били в детстве, вырастают жестокими и скрытными людьми. Любую проблему можно решить с помощью слов.

– Станьте другом своему ребенку. С самых ранних лет разговаривайте с малышом, как со взрослым человеком. По мере его взросления старайтесь находить время для доверительных разговоров, чаще спрашивайте его совета, вместе ищите пути выхода из сложных ситуаций. Так ребенок будет понимать, что он – личность, к его мнению прислушиваются и его уважают.

– Следите за переменами в жизни своего ребенка. Даже если вы заняты 24 часа в сутки, находите время для общения с ним. Если ребенка мучают сомнения, намечаются проблемы, поговорите по душам. Если появились новые достижения и успехи, обязательно хвалите и поощряйте.

То, каким вырастет ребенок, в первую очередь зависит от родителей. Создайте такую атмосферу в вашей семье, которая способствовала бы развитию у крохи таких качеств, как честность, доброта, порядочность, сильный дух и умение постоять за себя.

Язык эмоций

Вообще маленькие дети, даже умеющие говорить, говорят не словами, а языком поведения и языком своих эмоциональных состояний. Т.е. к поведению ребенка, даже самому нехорошему и неприятному для вас поведению, даже к ужасному поведению на людях, в том числе крику, прежде всего нужно относиться как к языку. Это язык без слов, и родителям стоит научиться понимать: что же ребенок хочет им сказать этим криком?

Но родители — тоже живые люди, и крик ребенка, особенно собственного, особенно на людях, включает очень сильную первичную реакцию у родителей. Реакция эта заключается в желании убрать источник звука любыми способами. Тут все забывают про руководства по воспитанию, про то, что читали в книжках, слушали на лекциях, что себе обещали раньше. Реакция на крик — она первичная, из глубин идущая. Заткнуть — и все.

Можно сказать, что эта реакция незрелая. Если не научиться ее каким-то образом гасить у себя, оттормаживать, то крик не удастся победить. Вот ребенок орет или капризничает — плохо себя ведет. Мама злится и тоже орет — и это замкнутый круг, разорвать который должен взрослый.

Как не сорваться?

Обычно мама неправильно, незрело реагирует на детские капризы в состоянии усталости, недосыпа. Когда мало выпила жидкости и при этом мама кормящая. Когда давно ела. Когда давно не общалась с другими взрослыми. (Бывает так, что к концу второго года мама со взрослыми перестает общаться почти полностью, переходит на этот уровень: «мое-твое, уйди-включи, кака, бай-бай». И даже пришедшему с работы супругу трудно бывает вытащить ее из общения на языке мумба-юмба.)

Как этого избежать? Во-первых, стараться не подвергать себя таким перегрузкам — привлекать кого-то еще для сидения с ребенком: и ему будет больше пользы, и маме, и семейным отношениям. Во-вторых, учиться наблюдать признаки приближающегося раздражения и принимать меры.

Как только вы заметили, что вот-вот сорветесь — вы делаете брейк, отходите от ребенка и пытаетесь переключиться сами. Пусть сидит в луже, пусть делает, что угодно, если только это не опасно для жизни — вам надо выйти из ситуации. Помогает глубокое дыхание. Не хуже помогает позвонить по мобильнику подружке и сказать, что у вас происходит. Если дело происходит дома, то хорошо что-нибудь съесть. Семечки помогают на улице. Некоторые считают, не меньше, чем до ста. Катают радужный шарик. У вас должно быть три-четыре способа.

Как только вы выключаетесь (попробуйте реально выключиться), у ребенка меняется реакция. Как только он увидел, что мама, вместо того чтобы его терзать, выключилась, есть шанс, что и он прекратит свое поведение. А у вас, если удалось подышать и успокоиться, появляется шанс придумать, как переключить ребенка.

Нужно помнить, что раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает. Все думают, что могут воспитывать в любом состоянии, даже когда орут, — а на самом деле ничего подобного. Вы только пар выпускаете, а никакой пользы от этого нет. И ребенка можно воспитывать, только когда он уравновешен, и самому это можно делать, если вы пребываете в состоянии, близком к спокойствию. В раздраженном состоянии даже не думайте воспитывать. Думать нужно только о том, как успокоиться самим и как попытаться вывести ребенка из клина.

Прививаем ребенку понимание и исполнение требований взрослого

Слово «нельзя» ребенок должен научиться понимать еще до года

Начиная с года и до двух лет важно приучить детей не только к пониманию слов «нельзя» и «можно», но и к послушанию. Малыш должен не только понять, что он сделал что – то плохое, но и не делать больше этого

Как только ребенок сделал что – то плохое, следует сделать голос более строгим, поругать малыша. Если родители всегда ласковы, то ребенок сразу заметит произошедшую перемену, и будет стараться в дальнейшем не вызывать такой реакции своими поступками.

Важно не терять терпение. Иногда приходится повторять одно и то же несколько раз, прежде чем малыш запомнит или примет к сведению доносимую до него информацию

Два года – это тот возраст, когда малыш только учится понимать мир.

Приучайте ребенка мыть руки перед едой

В рамках воспитания ребенка от 1 года, необходимо разрешить ему самому помыть ручки под струей. Чтобы ребенок был аккуратным, всегда следите за его чистотой. Если одежда слегка запачкалась — тут же поменяйте и объясняйте ребенку, что вы это делаете для того, чтобы он был аккуратным и чистым. С 9 месяцев до года нужно развивать уже приобретенные навыки.


Поддерживайте ребенка в постоянной чистоте и с рождения приучайте к гигиене Обязательные пункты, как воспитывать ребенка с рождения:

  • учите ходить;
  • держать ложку;
  • играть в мячик;
  • приучайте пить из чашки;
  • не забывайте про чистоту и гигиену;
  • учитесь разговаривать.

Как правильно воспитывать детей: правила, актуальные с рождения

  1. Никогда не кормите ребенка насильно. Ни с помощью уговоров, ни тем более через угрозы или запугивания. Вам ведь не хочется, чтобы малыш вырос унылым и безрадостным? Насильственное кормление в детстве не проходит бесследно для психики ребенка и сказывается, когда он вырастает. 
  2. Мама, не кричи! Крик губителен для психики любого ребенка. Последствия — разные и зависят от врожденных свойств малыша. Эмоциональный, впечатлительный ребенок в результате окриков родителей рискует на всю жизнь остаться в плену страха. А дети, у которых от природы очень чувствительный слух, в результате крика уходят в себя и могут получить психические расстройства (аутизм, шизофрению). 
  3. Мамочка, не бей! Физическое насилие может стать источником трагической судьбы ребенка. Например, есть дети, у которых кожа имеет повышенную чувствительность. При физическом наказании они испытывают непереносимый сверхстресс. Чтобы погасить боль, организм вырабатывает опиаты — гормоны наслаждения. В дальнейшем ребенок, сам не понимая почему, как специально «нарывается» на ремень, чтобы получить новую «дозу». А еще, чтобы снять стресс, он… ворует. Хотите знать почему? 
  4. Узнайте точно, кто у вас растет. У родителей часто возникают определенные ожидания, каким должен быть ребенок. Знание психики снимет многие вопросы, которые могут возникнуть в процессе воспитания. Психологические свойства, которые дала малышу природа, видны уже в первые годы жизни. Родителям нет смысла сравнивать своего малыша с другими детьми: шустрый обладатель кожного вектора раньше других научится бегать — зато ребенок со зрительным вектором первым порадует всех улыбкой, помашет «привет» и «пока». Не по годам серьезный звуковичок позже заговорит. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Навигатор в мире женщин
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: