Что такое архетип?
Архетип — это совокупность первобытных образов, понятий и идеалов, которые не имеют конкретного прототипа в памяти или личном опыте человека, а порождаются коллективным бессознательным. Архетипы передаются человеку от предков на подсознательном уровне через их опыт, сюжеты мифов и сказок, особенности воспитания, воспоминания.
Они проявляются в сновидениях, грезах, видениях, спонтанно определяют мышление и поведение человека. Если сказать другими словами: архетип – это врожденный, базовый «комплект психики», который наравне с инстинктами зашит в ее загадочных глубинах.
Считается, что архетип – очередная вариация на тему психотипов. Это не так. Стародавнее слово «архетип» происходит от термина «архе» – «первооснова», на которой, по мнению древнегреческих мыслителей, строится весь мир. В истории культуры, религии, философии, литературы этот термин также широко представлен. Например, производные слова встречаются в словах «монАРХ», «АРХангел», «патриАРХ».
Архетипами сегодня называют те подсознательные образы, которые:
- Встречаются у разных народов мира и во всех периодах истории (Мудрец, Пророк, Хитрец).
- Наделены набором положительных и отрицательных качеств, характерных для большинства культур.
- Встречаются в живописи, литературе, скульптуре в виде узнаваемых символов (укрощенный огонь, брачный союз мужского и женского начала).
- Отображаются в мифах, сказках, преданиях, легендах.
- Влияют на эмоциональное состояние (Волшебник – радостное ожидание чуда).
- Вызывают определенные чувства и мысли в отношении соответствующего объекта (Ребенок – радость общения, Мудрец – доверие).
Карл Густав Юнг: патриарх аналитической психологии.
На фоне других блистательных ученых швейцарский психиатр Карл Густав Юнг поражает своей продуктивностью. Заслуга Юнга в том, что углубил и расширил фрейдовскую теорию о влиянии бессознательного на действия человека, описал многослойность психики, ввел понятия архетипа и психологического типа в область медицины, психологии и психиатрии. Основным вкладом Юнга в аналитическую психологию стало то, что он наделил архетипы психологическим смыслом и сделал их паттернами (образцами) человеческого восприятия.
В рассуждениях о «коллективном бессознательном» и «личном бессознательном» Юнг также ссылается на древних философов: Платона, Аристотеля, Блаженного Августина. Но в своих работах он называл два вида бессознательного не конфликтующими, а взаимодополняющими структурами. По Юнгу:
- Личное бессознательное – неосознаваемое содержание психики, которое черпает знания из индивидуального опыта человека.
- Коллективное бессознательное – более глубинный слой, где «складируются» первичные образы-архетипы, существовавшие с незапамятных времен.
Сам по себе архетип и заключенную в нем силу нельзя однозначно назвать позитивным или негативным: важно, как их направить. Особенно в маркетинге, где зашифрованные послания стабильно увеличивают процент неосознанных покупок
Мужские и женские архетипы. Определение термина
Работы К. Юнга и до настоящего времени остаются для многих загадочными и не до конца понятными. Причиной этому является необычный стиль его психологической теории, который большинством воспринимается не столь однозначно. Тем не менее, если рассматривать теорию Юнга с точки зрения ценности, то она является бесценной.
Так что же такое архетип? Данный термин довольно часто встречается в мифологии. В работах с проведением теоретического анализа его первым начал использовать швейцарский психиатр К. Юнг. Однако он придал этому термину значение, отличное от его конкретного перевода. Архетипы в интерпретации Юнга являются не чем иным, как начальными схемами различных образов, которые воспроизводятся на бессознательном уровне и активизируют наше воображение. И только впоследствии все это находит отражение в снах и мифах, в фантазиях и верованиях человека, в искусстве.
Важно понять, что архетипы — это вовсе не образы, а всего лишь схемы. Их еще называют возможностью и психологической предпосылкой
У Юнга архетипы обладают формальной характеристикой. Первая из них может проявляться в том случае, когда определенный образ проникнет в сознание и начнет наполняться жизненным опытом. Сам Юнг считал, что благодаря мифотворчеству происходит определенная трансформация. Она и способствует превращению понятия в образ. Порой подобное происходит при невольных высказываниях, относящихся к душевным событиям и носящих, как правило, бессознательный характер.
Несмотря на то что архетип представляет собой нечто бессодержательное, формальное и обобщенное, он обладает определенными свойствами. По мнению специалистов, исходя из уровня своей эмоциональной насыщенности и отчетливости, такие начальные схемы способны увлечь и впечатлить человеческую природу. И только после этого рождается художественный первообраз, столь необходимый для творчества.
Кроме этого, по утверждению Юнга, человечество наследует архетипы. Другими словами, первообразы представляют собой коллективное бессознательное наследие.
Архетип может быть рассмотрен с точки зрения концепции или символа. При этом он объединяет в себе психику, тело, образы и инстинкты. Принадлежность человека к тому или иному архетипу оказывает существенное влияние на его мировоззрение, жизненный сценарий и позицию. Прообраз, доминирующий в психике индивида, задает ему определенный тип мышления, становясь той моделью поведения, которая определяет дальнейшую судьбу личности. Почему мы говорим о доминирующем архетипе? Да потому, что в человеке их может быть не один, а два или три. При этом они находятся в постоянном соперничестве друг с другом. Присущие индивиду архетипы управляют своим носителем. Они определяют направление его деятельности, область интересов, а также приверженность определенным идеалам.
В своей теории Юнг дал описание мужских и женских архетипов. Знание и тех, и других весьма полезно для изучения человеком своего внутреннего «Я», часто скрытого от нас на подсознательном уровне. В этой статье мы рассмотрим мужские архетипы.
Архетип «Гестия»
Гестия живет больше своим внутренним миром, чем внешним: она наполнена внутри, и у нее нет нужды проявлять себя на публике. Она добрая, спокойная, уравновешенная. Гестии хорошо наедине с собой, она не любит скопления людей и не ведет светскую жизнь. Женщины этого типа часто выбирают работу на дому или становятся хранительницами очага. Для счастья им достаточно любящего мужа, которого они будут поддерживать, но не станут требовать от него участия в быту. Гестии — это идеальные жены, у которых муж ходит на работу в идеально отутюженных рубашках, дети вымыты и накормлены, в доме чисто и уютно. Сами они не инициируют и не строят отношения — их покой притягивает властных, амбициозных партнеров, которые берут инициативу в свои руки. Гестия не навязывает себя, не контролирует мужчину и не критикует.
Совет: Гестии нужно развивать свои социальные навыки. Она посвящает всю себя дому, и, если этот мир рухнет, к примеру, из-за измены мужа или развода, она останется у «разбитого корыта». Ей нужно стать более открытой и общительной, ходить на работу не столько ради зарплаты, сколько общения, развиваться как личность. Гестии не хватает качеств Афродиты, Афины и Артемиды, и их нужно принудительно в себе «пробудить».
Кстати, в арсенале наших экспертов десятки уникальных эзотерических практик, которые помогут обрести гармонию с собой и с окружающим миром. Обращайтесь к ним за советом. Тем более, что первая консультация у нас бесплатная!
Архетип Шут
Шут любит веселиться сам и веселить людей. Он предпочитает жить здесь и сейчас и брать от жизни все самое позитивное. Шуты не любят людей, которые жалуются и пребывают в депрессии. Они умеют остроумно шутить, подмечают интересные особенности и черты в других. У них острый ум.
Шут убежден, что люди должны принимать его таким, какой он есть, и не слишком думает о том, чтобы кому-то понравиться. Умеет разрядить обстановку шуткой, неожиданным действием или поведением. Любит веселые компании, где можно подурачиться, поиграть.
Магия: умение выпутаться из любой, даже самой сложной ситуации. Шут умеет жить настоящим моментом, «входить в поток», и это дает ему колоссальные возможности для решения возникащих на пути проблем.
Ахиллесова пята: не думая о будущем и потакая своим ежеминутным слабостям и желаниям, рискует потратить жизнь впустую. Иногда его легкий характер обретает черты безотвественности и легкомысленности.
Анима
Анима – это фактически архетип женщин, то есть бессознательная область женской личности, тот образ, который передается девочке от ее корней и впитывается в ее подсознание. Этот образ имеет огромное влияние на судьбу женщины, он несет определение ее сценариев поведения, общественный типаж и модель характера.
Амазонка
Амазонка – это женщина, которая никогда не станет домохозяйкой. Активна, самостоятельна, воинственна и смела, она знает, чего хочет от жизни, и сама к этому идет. Ничего не просит, не прощает ошибок, не боится неудач.
Бывает груба, саркастична, язвительна, но всегда получает свое. Амазонка успевает все: следить за собой, развиваться как личность и строить карьеру, а также отдыхать со вкусом.
Гейша
Гейша (или Гетера) – прекрасная женщина, которой восхищаются окружающие люди, и про нее говорят, что это «порода».
Не любит привязываться и быть зависимой либо управляемой, стремится к независимости. Эта женщина умеет добиться своего, однако редко ставит большие цели – в основном стремится к комфорту, роскоши и красивой жизни, однако с возрастом ее курс может поменяться.
Женщина Колдунья
Женщина Колдунья (или Жрица) – это личность, архетипическая психология которой очень глубока и сложна.
Она умеет проникнуть в чужое сознание и выведать все тайны, а психология для нее – не наука, а естественное знание о людях.
Учение об архетипах сильно выделяет этот вид от остальных, поскольку он может иметь разные сценарии развития. Колдунья может стать неприступной, холодной и одинокой, если ей наскучит мир, когда она его полностью поймет и в нем не останется для нее никаких загадок.
Архетип Матери и Жены
Он отличается от всех остальных тем, что Мать сосредоточена не на собственном счастье, а на счастье других людей. Она рождена, чтобы рожать мальчиков и девочек, любить их, воспитывать, обожать мужа и делать его счастливым, заботиться обо всех живых существах и помочь буквально каждому, причем в ущерб себе.
Такая женщина счастлива в браке, однако ей не хватает ощущения ценности собственной персоны, и от этого она часто страдает, становясь жертвой.
Что такое архетип?
Если дословно переводить этот термин, состоящий из комбинации arche + typos, то получится начало + образ. Определение слову, которое было введено психологом Юнгом, можно дать следующее: первобытные образы, мотивы, универсальные атрибуты и события. Весь этот «микс» заложен в бессознательном коллективном.
Получается, что архетип — это совокупность установок и сценариев, с помощью которых определяется принцип мышления и поведения личности в тех или иных условиях.
Источник фото: shutterstock.com
Считается, что архетип буквально «вшит» в ДНК индивида. Поэтому нельзя сказать, что принцип мышления является приобретенным. В отличие от знаний и навыков, его нельзя скорректировать или изменить.
Архетипы в аналитической психологии Карла Густава Юнга
Роль архетипов в психологии была акцентирована швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом (1875-1961). Он считал, что архетипы присутствуют в нашей психике в форме коллективного бессознательного, то есть не осознаются человеком и, соответственно, не реализуются непосредственно в форме модели поведения. В сознании человека, а если выражаться верно в терминах аналитической психологии, то в предсознании, они проявляются в виде отдельных образов или символов, а также во сне, в бредовых и трансовых состояниях. Таким образом, архетипы по Юнгу не имеют отношения к личности как совокупности привычек, черт и психических особенностей, то есть в аналитической психологии они не являются моделями поведения.
По Юнгу, роль архетипов заключается в том, что они предрасполагают индивида к определённому способу восприятия и реакции. Например, соответствующий архетипу образ или символ, встречаемый в реальной жизни, вызывает эмоциональный ответ. А эмоции, соответственно, оказывают влияние на поведение человека.
Набор архетипов, по Юнгу, присутствует в каждой личности. Например, архетип матери присутствует, в том числе в коллективном бессознательном мужчин, реализуясь в форме уважения и почитания женщины.
Архетип – это…
Архетип (от греч. arche начало + typos образ) – понятие, введенное К.Г. Юнгом для обозначения изначальных первобытных образов, универсальных символов или мотивов , которые существуют в коллективном бессознательном и проявляются в сновидениях каждого из нас.
Они повторяются в сюжетах мифов и сказок разных народов, поскольку «складировались» в коллективное бессознательное с первых дней человечества.
- Дракон, герой, мудрец, мать, сокровища – примеры архетипических образов.
- «Герой, убивающий дракона», «борьба добра и зла» – архетипические мотивы.
По мнению Юнга, архетипы – это еще и «насыщенные энергией центры»: из-за нерешенных проблем они всплывают в наших снах. Архетипы – знаки внутренней эволюции и ключи к решению проблем. Конечно, при условии, что мы можем понять такое послание.
Как понять и расшифровать архетипы в сновидениях?
Зигмунд Фрейд называл сны «королевской дорогой в бессознательное», но видел в них, в основном, подавленные сексуальные желания. К. Г. Юнг рассматривал образы из сновидений как подсказки бессознательного, которые помогают раскрыть содержание душевной жизни. Архетипы наделены огромной энергией. Поэтому Юнг считал их глубинной силой и главным источниками сновидений.
Исследование снов позволяет расшифровать послания своего бессознательного. Но, прежде, чем включиться в эту интересную и непредсказуемую игру, стоит помнить:
- Бессознательное всегда общается собирательными образами. Архетипы в чистом виде в сновидения не входят – они соединяются с индивидуальным опытом, личным бессознательным и обрабатываются сознанием. Например, Зевс или Артемида редко снятся в классических образах богов. Они всегда наделены чертами или внешностью знакомых людей.
- Независимо от количества персонажей в сновидении, все они относятся к личности хозяина сна. Персонажами-посланиями могут стать люди, животные, предметы, транспорт, природа. Даже если во сне приходят знакомые люди – сон не про них, а про сновидца.
- Сновидение всегда провоцируются событиями предыдущего дня. Перед началом расшифровки стоит порыться в памяти, чтобы вспомнить об этом событии.
- Наиболее информативными считаются сновидения с повторяющимися сюжетами, кошмары или сны, вызывающие сильные эмоции.
- Случайных образов не бывает. В каждом заключен свой смысл и своя сила.
- Расшифровать послание сна может только его хозяин. При желании можно обратиться к психотерапевту, который подскажет общие принципы в работе со сновидениями.
- Подробности сна забываются очень быстро. Можно завести специальный блокнот и записывать в него сны сразу после пробуждения.
С точки зрения аналитической психологии сны – это спектакль о нас самих, рассказанный метафорическим языком
Цель сновидения – не в том, чтобы напугать, развлечь или успокоить сновидца, а обратить его внимание на «перекосы» в сознании и восстановить психическое равновесие
Но юнгианский анализ не ограничивается толкованием сновидений. Аналитическая психотерапия основана на сходстве психологических ситуаций пациента с сюжетами сказок, мифов, легенд. Например, муж изменяет, потому что застрял в образе Героя Любовника. Или девушка страдает от комплексов, потому что видит себя в образе Царевны Лягушки. Юнгианский анализ помогает пациенту увидеть историю своей жизни, обнаружить внутренние архетипы и выстроить с ними гармоничные отношения. Метафоричность этого метода помогает работать с маленькими детьми и людьми, склонными к рефлексии.
Выводы:
- Архетип – психические структуры, которые конденсируют опыт человечества и влияют на поведение людей на бессознательном уровне.
- Каждый универсальный символ имеет свой глубинный смысл, но сознание человека дополняет его новыми элементами.
- Расшифровка снов – это таинство, доступное только хозяину сновидения.
Подписывайтесь на wikiGrowth в Instagram и Telegram, там много всего полезного, в том числе очень интересные тесты.
Охваченность архетипом
Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом». Иногда, это, действительно, похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека и управляет им. На самом деле, это похоже на правду. Во время охваченности архетипом индивид теряет осознанный контроль, и власть над его поведением оказывает в руках бессознательного, инстинктивного.
Мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла — такие сюжеты в сновидении могут трактоваться как предупреждение об искажениях в восприятии реальности спящего. Подсознание располагает более полной информацией о действительности. И то и дело, оно пытается достучаться до сознания во сне, посылая ему знаки, призванные уберечь его от формирования ложных убеждений в реальности. Такие сновидения нередко сняться людям, чьи отношения с родителями приняли искусственную форму доброжелательности, например, в последствии воспитания по модели гиперопеки — удушающей заботы. Такие клиенты на приеме у психолога удивляются, почему горячо любимая мать является в их сновидении в образе злобной колдуньи. Однако, это явный признак вытеснения определенных мыслей и чувств человека в отношении матери в данном случае на уровень подсознания.
Первообразы Маска и Тень
Название архетипа «Маска» в переводе с латинского языка обозначает «личина» или «публичное лицо». Другими словами — это вербальный вариант проявления человека в рамках отношений с окружающими людьми.
Маска является символом проигрываемых человеком ролей. При этом учитываются существующие социальные функции.
Согласно восприятию Юнга, она служит цели произведения впечатления на окружающих людей или утаивания от них своей сущности, насколько это доступно. Этот первообраз требуется человеку, чтобы ладить с окружающими в повседневной жизни.
Архетипы Юнга, список которых обширен, используются психологами с учетом следующего момента: подтип «Маска» наделен значимостью. За счет него человек становится поверхностным и пребывает в отчуждении от эмоционального опыта.
Мнимый типаж «Тень» является противоположностью «Маски». Это темная сторона человеческих душ (люди склонны ее подавлять). Положительная черта такого подтипа — его способность быть источником жизненной силы.
Самость
Я — это архетип, который ведет от первичной полярности к союзу сознательного и бессознательного через их общий центр. Именно достижение самого себя, то есть достижение понимания того, кто мы есть на самом деле, является главной задачей на жизненном пути. По мнению Юнга, «Я» — это не только центральная точка психики, орган адаптации и гомеостаза индивидуального совершенства, но и организующий гений всей психики, ответственный за процесс существования на всех этапах жизненного цикла. По мнению Юнга, для «Я» характерна специфическая теологическая функция (стремление к полноте и осознанию) — индивидуация. По мнению Юнга, индивидуализация — это акт самосоздания индивида, а доминирование сознательных или бессознательных проявлений обуславливает разворачивающиеся характеристики Я-образа. Когда достигается «Я», «…сознание перестает быть раненым, эгоистическим накоплением личных желаний, страхов, надежд и амбиций….. Напротив, она берет на себя функцию связи с миром объектов и приводит индивида к абсолютному, когерентному и неразрывному единению с миром в целом».
Юнг смог показать, что путевые знаки, обозначающие процесс индивидуализации, соответствуют определенным архетипичным символам, проявления и типы которых многообразны. И здесь решающую роль играет личностный фактор: ибо «метод — это всего лишь путь и направление, по которому человек идет, чтобы сделать свои поступки истинным выражением своей природы».
Персона (маска), архетип, который наиболее очевидно доминирует в сознании человека и в то же время является наиболее поверхностным и поддающимся разумной оценке, относится к социальному образу человека. Название Юнг взял из древнего театра, где актеры называли маску, наносимую на лицо, персоной. Мы видим маску, когда смотрим на себя в зеркало.
Персональный комплекс представляет собой ту социальную роль, которую человек играет в удовлетворении потребностей общества, скрывая свое истинное «я». Это функция, которая возникает для удовлетворения потребности в соответствии или для обеспечения некоторых других удобств, но ни в коей мере не идентична персоне как таковой.
Персона — это коллективный образ, посредством которого люди ошибочно воспринимают свою и чужую личность. Например, актер с длинными волосами и необычной одеждой кажется чем-то уникальным (как персонаж), в то время как он просто наряжается и выглядит как другие исполнители группы. Маска — это искусственный, неидентичный статус индивидуальности, который регулирует ее положение в обществе, являясь «упаковкой» для «я».
По мнению М. Якоби, для человека, находящегося в гармонии как с окружающей средой, так и со своей жизнью, маска является лишь тонким защитным покрытием, помогающим естественным отношениям с окружающим миром. В то же время, неразвитая личность делает человека очень чувствительным, и он чувствует угрозу даже при взаимодействии с близкими людьми. У мужчин маска часто превращается в рыцарский шлем, чтобы защитить себя и следовать архетипу героя (см. ниже). Шлем сужает взгляд на реальность, искажает восприятие себя и своего партнера, и делает его неудобным и недоступным для контакта с душой.
Очень часто можно увидеть трагическую ситуацию отождествления с личностью, когда эго ошибочно считает, что это одна из ролей личности. Тогда возникает ощущение, что угроза личности — это угроза целостности самого эго. Как только человек нашел в себе силы посмотреть «позади» персоны, но потом соскользнул назад, он оказывается в оборонительном состоянии. Вместо того, чтобы обнимать капризы процесса духовного роста, человек принимает на себя предполагаемую оборонительную роль.
Персоны, как и тени (см. ниже), возникают в детстве из-за несоответствия между спонтанным поведением ребенка и ожиданиями, которые исходят от осмысленных взрослых. В то же время, в детстве желание сохранить и подтвердить ту или иную характеристику маски стимулирует творческие способности, в том числе дилижанс, «навыки реинкарнации» и воображение. Однако, когда эго подавляет этот творческий процесс, невыраженные и несбывшиеся намерения попадают в царство тени.
Архетип Бунтарь
Бунтарь пытается рвать сценарии, удивлять, шокировать, разрушать старое и отжившее
Бунтарю важно, чтобы его боялись — таким образом он приобретает власть над ситуацией. Революционер, пытается достичь победы любой ценой
Открыто выражает протест, не желает подстраиваться под общественные нормы.
Когда-то давно бунтарь был вынужден много терпеть, но теперь его «я» прорвалось на свободу и готово уничтожить все вокруг ради восстановления личной справеливости.
Магия: способен приводить события к кардинальной трансформации, действовать на людей как «удав на кролика».
Ахиллесова пята: склонность к агрессии, насилию и мести, за счет чего его бывает довольно легко спровоцировать на разрушительное и даже криминальное поведение.
Примеры архетипов, описанных Юнгом
Архетип | Определение | Символы |
Анима | Бессознательная женская сторона личности мужчины | Женщина, Дева Мария, Мона Лиза |
Анимус | Бессознательная мужская сторона личности женщины | Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан |
Персона | Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте | Маска |
Тень | Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании | Сатана, Гитлер, Хусейн |
Самость | Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности | Мандала |
Мудрец | Персонификация жизненной мудрости и зрелости | Пророк |
Бог | Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир | Солнечное око |
Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.
Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии.
Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.
Самость
Сам господин Юнг утверждал, что нет ничего важнее самости. Мол, это самая сердцевина личности, вокруг которой организованы все другие элементы. Самость — это главная цель человеческой жизни. То есть ты живешь, чтобы добиться гармонии, равновесия и целостности в мире. Это и есть самость или, другими словами, та самая человеческая зрелость, о которой так много говорят. Сам старина Юнг считал, что привести к гармонии все аспекты души просто невозможно без религии, но мы с тобой знаем, что достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта. Так что пока нам до самости — как раком до рая. Но если будем трудиться, то всё получится.
Тест на определение архетипа Пирсон-Марр
То, что массово называется архетипами сегодня, ушло далеко от того смысла, который вкладывал в этот термин Юнг. В результате произошедшего упрощения термином начали описывать в целом модели поведения человека. Американкой Кэрол Пирсон была написана книга на эту тему, в соавторстве с Хью Марром создан специальный индикатор (Pearson-Marr Archetype Indicator – PMAI) и тест на определение архетипа личности.
Так же как и аналогичный тест MBTI, методика Кэрол Пирсон не является психодиагностической, то есть она не используется в клинической психологии. Причины:
- Каждый человек с лёгкостью может найти в себе черты нескольких, даже всех 12, «архетипов».
- Некоторые события, определённый ход вещей или любое другое обстоятельство способствует ситуативному проявлению того или иного «архетипа личности».
- То, что во время тестирования вас отнесли к одному из «архетипов», является следствием текущей ситуации. Через неделю, под влиянием обстоятельств, вы дадите другие ответы – и «архетип» изменится.
Таким образом, тест «на определение архетипа» в действительности не позволяет определить тип личности, даже если и предположить, что поведение всех людей на земле можно поделить на 12 моделей.
Итог
В результате стоит уяснить следующие важные моменты:
- Архетип – это понятие, зародившееся в рамках школы аналитической психологии. Ее основал Карл Густав Юнг, когда обнаружил разногласия с учениями своего ментора Зигмунда Фрейда.
- Ближайшее понятие к архетипу – инстинкт.
- Архетип – это связующее звено между сознательным и бессознательным.
- Нельзя позволить, чтобы сознательная и бессознательная части психики абсолютно дифференцировались, а также чтобы архетипы сильно влияли на жизнь человека.
- Архетип – это основа мировой культуры. Все символы и образы возникли в результате воздействия архетипов, характеризующихся как бессознательные проявления, стремящиеся стать осознанными.
- Архетипы стремятся стать осознанными, реализоваться в жизни, если их подавлять, то они станут реализовываться в сновидениях, например.
- Существуют различные виды архетипов. Карл Юнг составил для них собственную классификацию и каждый из видов охарактеризовал. Стоит заметить, что описанием архетипов занимались и другие психологи.
Важно знать, каким архетипом обладает тот или иной человек, какой архетип в конкретной личности преобладает. Это позволит понимать сильные и слабые стороны личности
Как определить свой архетип? Можно, например, пройти один из онлайн-тестов. Для того чтобы получить максимально достоверные результаты, стоит пройти данные тесты на разных сайтах.