Стюард, стюардесса (бортпроводник)

Обязанности стюардессы

Основной задачей бортпроводника является создание комфортной атмосферы и условия для пассажиров. Несмотря на то, что стюарды относятся к младшему составу экипажа, они несут такую же ответственность, как и пилоты, поскольку и от них требуется корректное выполнение обязательств для безопасного перелета.

Стюарды и стюардессы — это те, кто находится в постоянном контакте с гостями авиалайнера, поэтому они должны обладать качествами психологов, уметь быстро реагировать в любой ситуации. Кроме того, на них возлагается роль барменов, официантов, медработников.

Обязанности бортпроводника:

  • рассказывать о технике безопасности во время пребывания на борту и в случае экстренных ситуаций;
  • встреча гостей и сопровождение в пассажирскую зону;
  • помощь в поиске места, размещении ручного багажа;
  • поддержание чистоты в салоне до, во время и после рейса;
  • прием продовольственных продуктов и предметов гигиены;
  • разнос еды и напитков;

  • сопровождение к выходу по завершению рейса;
  • при обнаружении забытых вещей сдает их в специализированный отдел находок;
  • помощь в настройке коммуникационных источников, раздача буклетов, журналов, жилетов безопасности, подушек и прочего инвентаря;
  • оказание психологической поддержки, первой медицинской помощи в случае необходимости;
  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.

Особенности профессии бортпроводника

Профессия стюарда/ стюардессы подразумевает очень интересную, с множеством положительных моментов, но в то же время нелегкую работу.

Среди плюсов можно назвать:

  • Возможность увидеть мир и побывать в разных уголках планеты, не тратясь на билеты;
  • Достойная заработная плата с социальным пакетом, предусмотренными льготами, путевками и отпуском в 45 дней;
  • Ранний выход на пенсию – в 45 лет.

Основные минусы относятся к проблемам со здоровьем:

  • Сильные физические нагрузки;
  • Регулярное изменение временных поясов и климата (поэтому им дается время на акклиматизацию после сложных перелетов).
  • Нагрузка на нервную систему: стюарды и стюардессы несут ответственность за всё происходящее на борту самолета. 

Карьера стюардессы

Трудовой стаж бортпроводника — это максимум полтора десятка лет полётов. После этого начинаются проблемы со здоровьем, а потому на строительство карьеры остаётся не так много времени. Разумеется, многие удовлетворяются тем, сколько зарабатывают стюардессы в России в рублях, успевают обзавестись жильём, устроить личную жизнь и даже придумать идею для собственного бизнеса, но и перспектива профессионального роста в привычной среде выглядит не так уж плохо. Нужно только продумать стратегию:

  • После стажировки бортпроводник проходит небольшой экзамен и получает допуск к самостоятельной работе. Как правило, в первые несколько месяцев новичку доверяют короткие местные рейсы, после чего переводят на дальние маршруты;
  • С накоплением опыта и знаний стюардесса может продвигаться в более высокий класс обслуживания: сначала в бизнес, а затем и в первый, где нужно уметь подавать мидий, охлаждать шампанское и владеть английским на профессиональном уровне;
  • После прохождения обучения на специальных тренажерах можно начать работать на магистральных авиалайнерах типа Boeing 767, совершающих международные полёты на дальние расстояния. Это означает существенное повышения зарплаты и статуса;
  • По накоплении 2000 часов налета можно пройти аттестацию и получить второй класс квалификации, а после 3000 часов — первый. От стажа напрямую зависит, сколько зарабатывают стюардессы: доходы профессионалов обычно выше на 50–100%;
  • Сотрудник первого класса с фактическим стажем более пяти лет может стать старшим бортпроводником и принять на себя руководство остальными стюардессами экипажа. По сути, это первая административная должность в карьере специалиста;
  • Далее можно претендовать на место инструктора. Здесь обязанности бортпроводника будут включать не только контроль работы прочих членов экипажа, но и проведение стажировки для выпускников, выдачу допусков на полеты, организацию брифингов;
  • На следующей ступени придется оставить работу в должности стюардессы и заняться кадровой подготовкой, включающей подбор новичков по анкетам, проведение с ними собеседований и обучающих курсов, проверку их знаний на экзаменах;
  • Вершина определяется амбициями специалиста. Можно возглавить кадровый отдел компании, заняться сервисом или остаться на месте линейного начальника и получать доход соизмеримый с тем, сколько зарабатывает менеджер по продажам.

Какое образование должно быть у стюардессы

Перед тем, как пойти работать стюардессой, не нужно обучаться этой профессии. Достаточно твердого желания и полного среднего образования (свидетельства об окончании 11 классов). Алгоритм действий следующий:

  1. Зайти на сайт Аэрофлота в раздел «Вакансии».
  2. Ознакомиться с требованиями к претендентам.
  3. Кликнуть внизу страницы по окошку «Заполнить анкету», ввести свои данные и отправить анкету на рассмотрение.

Содержание опросника стандартное: ФИО, дата рождения, гражданство, адрес, сведения об образовании и учебном заведении, опыте работы (по любой специальности) – если имеется, информация о владении иностранными языками. Также в анкете необходимо указать свой рост и размер одежды и приложить фотографию. Если кандидатуру утвердят, то авиакомпания пригласит претендентов на конкурсный отбор. Чтобы попасть в число счастливчиков, надо максимально соответствовать выдвигаемым требованиям.

Так как попасть в Аэрофлот стюардессой можно и без профессионального образования, ключевое внимание уделяется таким параметрам:

  • возраст – от 18 до 26 лет;
  • знание английского языка на уровне А2.Pre-intermediate (знание еще и других иностранных языков сыграет в плюс);
  • отсутствие судимости и факта уголовного преследования, а также административных наказаний за употребление наркотиков или психотропных веществ без назначения врача (требуются справки об этом).

На собеседовании комиссию будут интересовать коммуникативные навыки и внешность. Первое, что нужно, чтобы стать стюардессой Аэрофлота, – грамотная, правильно поставленная речь с четкой дикцией, без дефектов. Обязательны вежливость, стрессоустойчивость, доброжелательность, самообладание в нестандартных ситуациях, дисциплинированность, желание узнавать новое, развиваться. Симпатичный внешний облик важен для бортпроводника потому, что в его обязанности входит не только обслуживание пассажиров и забота об их безопасности, но и создание спокойной, гостеприимной атмосферы на борту. Вот какие требования по внешнему виду у Аэрофлота к тем, кто интересуется, как стать стюардессой или стюардом:

Параметры внешности Стюардессы Стюарды
Рост 160-190 см 160-190 см
Вес Соответствующий росту (размеры одежды 44-46) Соответствующий росту (размеры одежды 50-54)
Лицо Отсутствие шрамов, пирсинга, явно заметных дефектов кожи, миловидное Отсутствие шрамов, пирсинга, явно заметных дефектов кожи, миловидное, без бороды
Кожа Без тату на видимых участках тела Без тату на видимых участках тела

Исходя из критериев безопасности, стюардессы на рабочем месте всегда опрятны, подтянуты, с минимальным макияжем, скромными прическами, а парню до того, как стать стюардом Аэрофлота, придется сбрить бороду. Чтобы заявка на вакансию имела больше шансов на успех, ее лучше снабдить такой же фотографией в строгом деловом стиле, где видно и лицо, и фигуру.

Самые сложные проверки, из-за которых отсеивается большинство претендентов, касаются знания английского языка и состояния здоровья

Важно отлично владеть профессионально-ориентированным английским устно и письменно, приветствуется знание других языков, особенно восточных (китайского, корейского). Все кандидаты перед обучением проходят врачебно-летную экспертную комиссию из десятков профильных специалистов

Отличное зрение, отсутствие хронических заболеваний, устойчивость к перепадам давления и крепкий вестибулярный аппарат – непременные условия для работы в небе.

Сказка 2. Деньги сыплются с неба

Да, бортпроводницы зарабатывают неплохо. Заработок зависит от многих параметров, включая длительность полетов и пребывания в пункте назначения, количества налетанных часов и т.д. Но сверхвысокими зарплаты стюардесс назвать никак нельзя — от 30 до 65 тыс. рублей.

Зато профессия предполагает определенные бонусы, некоторые из них весьма привлекательны:

  • роскошный по длительности отпуск более 70 дней
  • бесплатный перелет раз в году в любой пункт назначения
  • постоянные скидки на авиабилеты для самой стюардессы и ее близких родственников
  • хороший соцпакет
  • ранний выход на пенсию
  • возможность приобретать качественные недорогие товары в DutyFree
  • перспектива повидать весь мир за счет компании
  • качественное ежегодное медицинское обследование

Некоторые менеджеры среднего звена в крупных городах получают больше при гораздо меньших рисках и более легкой работе.

Нужно быть «легким на подъем», спонтанным

В большинстве случаев ваша остановка в пункте назначения составляет всего несколько дней, поэтому вы должны попытаться заранее спланировать, как вы можете извлечь из этого максимальную пользу. Получите информацию о вашем пункте назначения. Например, выберите музей или ресторан, который хотите посетить. В то же время, позвольте себе быть спонтанным. Вы будете встречать людей в самолете и в местах, которые вы посещаете. Часто они будут приглашать вас показать свой родной город и делиться приключениями.

Идеальный бортпроводник экстраверт и получает энергию от встречи с множеством людей.

Где обучают профессии стюардесса

В этом разделе мы вкратце поговорим о том, какие имеются виды обучения и где можно отучиться на стюардессу или стюарда.

Виды обучения:

  1. Прохождение курсов от авиаперевозчика.
  2. Прохождение курсов в специализированных школах.

Курсы от авиакомпаний. Такие курсы предоставляются, после прохождения собеседования, и компания приглашает вас на работу. Это неоспоримый плюс, что проходить обучение вы будете за счет компании. В некоторых случаях даже выплачивается стипендия. После обучения вы с компанией подписываете контракт на несколько лет, который подразумевает, что увольнение раньше обозначенного срока исключено. Если это все же происходит, с вас взымут штраф и обяжут оплатить курсы. Заявленные школой курсы обучения могут длиться от 2 до 6 месяцев.

Второй вариант – это поступить в школу бортпроводников. В России такие школы существуют на базе:

  • ТУГА в городе Москва;
  • АТУ им. Новикова в Санкт-Петербурге;
  • УГА в Санкт-Петербурге;
  • Учебно-тренировочного центра;
  • НОУ «Школа Бортпроводников»;
  • Jet Service.

Зачастую учащиеся после прохождения курсов всегда могут трудоустроиться. Цена обучения варьируется в пределах 1000 долларов, однако затраченные вложения быстро окупятся. Более того в этих школах вы осваиваете не только базовый курс работы стюардессой/стюардом, но и обучаетесь дополнительным навыкам в обслуживании пассажиров.

Вы спросите, если я выбираю профессию «стюардесса», что нужно для поступления в бортпроводники? Ответ достаточно прост: ваше упорство и стремление, документ об образовании (СО или ВО), направление от авиакомпании или квитанция об оплате курсов.

Важно! Ни один авиаперевозчик не взимает плату за обучение или с целью размещения анкеты. Поэтому будьте бдительны и не попадайтесь к мошенникам. Лучше изначально изучить всю информацию о школе

Лучше изначально изучить всю информацию о школе.

Стоит также отметить, что курсы от всех крупных авиакомпаний имеют большой конкурс.

Чтобы стать бортпроводником, нужно:

  1. Желательно получить высшее образование и выучить английский язык. Он понадобится вам, чтобы получить третий уровень по шкале ИКАО.
  2. Пройти врачебно-летную комиссию (ВЛЭК) по 3 графе. Это подразумевает отсутствие разного рода несоответствий в здоровье, рост от 170 см, чтобы свободно дотягиваться до верхних полок, а также стойкость к перегрузкам и, как следствие, головокружениям.

Свидетельство о прохождении курсов выдаются в учебных центрах авиаперевозчиков!

К известным крупным авиаперевозчикам относятся «Аэрофлот», «Трансаэро», так как их парк исчисляется дальнемагистральными воздушными судами, как Боинг. У вас будет возможность посещать множество стран и получать . Авиаперевозчики также предполагают рост по карьерной лестнице от старшего бортпроводника до инструктора полетной смены. Детальнее о том, как стать бортпроводником в указанных выше компаниях, рассказано ниже.

Каких правил должны придерживаться стюардессы и стюарды.

Жизнь стюардесс может показаться гламурной и захватывающей – путешествия по миру, посещение экзотических мест и наслаждение новыми впечатлениями. Но в любом случае быть бортпроводником – это в первую очередь работа, и довольно тяжелая. Так что стюардессам и стюардам некогда тратить время на изучение стран, в которые они летают .

Как правило, главная мечта любого бортпроводника в рейсе – побыстрее добраться до гостиничного номера и хорошо выспаться. Несмотря на тяжелую работу бортпроводников, от соискателей вакансии нет отбоя. Во многих авиакомпаниях, чтобы устроиться на работу, необходимо пройти довольно жесткий отбор, а также соответствовать весьма строгим требованиям.

Но даже тем, кто устроился бортпроводником, многие компании могут навязывать дополнительные условия, которые регламентируют поведение стюардесс и стюардов как в самолете, так и вне его, что может вывести из себя любого. Именно поэтому не каждый сможет выдержать строгие правила авиакомпаний. Мы собрали для вас примеры строгих правил, которым должны следовать бортпроводники, если они хотят сохранить свою работу. 

Как нашла свою профессию

В детстве я мечтала стать ветеринаром, юристом и никогда не думала о профессии в небе. Помню, что я всегда интересовалась белыми линиями на небе, отчего они появляются, но никогда не думала о самолетах как о рабочем месте. Решение пришло спонтанно. Я тогда работала в школе преподавателем английского и мне только исполнилось 25. Я заполнила анкеты на сайте, и на следующий день мне перезвонили и пригласили на собеседование. Я помню свое ощущение счастья и легкости, я пришла домой и рассказала сыну, что его мама будет стюардессой. Я была полностью уверена, что пройду все этапы собеседования успешно! Старт летной карьеры начинала в известной на то время авиакомпании «Аэросвит». Когда компания приняла решение закрываться, я задумалась о переводе. Мысли были о работе в зарубежных авиакомпаниях, но наличие ребенка остановило меня от столь кардинальных географических перемещений, и я стала сотрудником авиакомпании «Wizzair Ukraine».

Работа стюардессы — это одновременно и увлечение, ведь мы много путешествуем и каждый раз новая командировка приносит новые впечатления. Однако эта работа отнимает очень много сил и времени. Иногда самым важным становится просто сон после долгого перелета. При этом я всегда нахожу время для спорта, ведь физическая форма очень важна для девушки в этой профессии. А когда тебя дома ждет малыш и семья, то остальные увлечения отходят на второй план. Мой муж не ревнует к работе, ведь доверие в семейной паре должно быть ключевым моментом. Но он часто говорит о том, что ему это не нравится: моя работа забирает много сил, планы могут не совпадать, к тому же, здоровье не улучшается от полетов, а наоборот. Каждый мужчина желает, чтобы женщина принадлежала дому и семье. Поэтому я думаю, что когда-нибудь «сложу крылья» и продолжу свое творческое и профессиональное развитие на земле в пользу семьи. Сейчас я изучаю еще один иностранный язык — испанский, всегда об этом мечтала. Я также принимаю участие в работе Благотворительного фонда «Дети Детям», в котором мы помогаем малышам из детских домов, проводим благотворительные проекты и поддерживаем малообеспеченные семьи.

Шаг 1. Соответствие требованиям

Чтобы стать бортпроводником необходимо соответствовать определенным параметрам, которые установили авиакомпании. Конечно же у всех авиакомпаний они отличаются, но в основном требования примерно одинаковые. К основным условиям авиакомпаний касательно бортпроводников относятся:

Рост бортпроводников женского пола должен составлять 165-175 см, мужского же пола 170-185 см. Люди более низкого роста, не смогли бы самостоятельно проверять багажные полки на предмет наличия лишних вещей.

Возраст бортпроводников, не имеющих опыта работы, может составлять 18-26 лет, для тех, кто уже работал в этой сфере, допускается предел 35 лет.

Размер одежды: у женщин он должен находиться в рамках 42-46 размера, а у мужчин 46-54. Бортпроводник обязан с легкостью двигаться по салону, но при этом иметь достаточный запас сил для открытия аварийных выходов.

Владение английским языком, а иногда и не только английским.

Хорошее здоровье и стрессоустойчивость Также являются необходимыми условиями.
Для того, чтобы стать бортпроводником необходимо пройти проверку на соответствие желаемой должности и медицинский осмотр.

Стюардесса и стюард или все-таки бортпроводник?

Источник фото: Natã Romualdo/pexels

Достаточно часто при знакомстве с авиационными профессиями люди задаются вполне закономерным вопросом: «Чем отличается бортпроводник от стюардессы? Может быть, эти специалисты работают на разных рейсах или в разных условиях?»

На самом деле все просто. И бортпроводники, и стюардессы со стюардами – это один и тот же член экипажа с абсолютно идентичным функционалом и условиями работы. А появление подобной неразберихи можно объяснить историей возникновения и становления самой профессии.

Изначально следить за комфортом пассажиров и общим их состоянием во время перелета должен был бортпроводник, обязанности которого чаще всего исполнял второй пилот. Но достаточно быстро было выяснено, что такой концепт себя не оправдывает. Поэтому в состав команды был введен еще один член экипажа. Вот тут как раз и появилось новое название у профессии – стюард. Дело все в том, что авиакомпании приняли решение, что, помимо работы с пассажирами, стюарды и стюардессы будут еще и частью рекламных кампаний авиаперевозчика.

Именно по этой причине бортпроводники обоих полов должны были обладать привлекательной, а иногда даже модельной внешностью. Правда, стоит отметить, что раньше требование по отношению к весу имело скорее практический, а не коммерческий характер. А все из-за того, что на первых пассажирских самолетах необходимо было четко отслеживать каждый килограмм, даже малейший перевес мог негативно повлиять на работу летательного аппарата.

Недостатки в работе бортпроводниц

Многие девушки хотят стать стюардессами, потому что желают не только заработать денег, но и посмотреть другие страны. На деле все не так радужно. Чаще всего кроме небольшой прогулки по чужеземному аэропорту девушки ничего не имеют от своих путешествий. Кроме того, частые перелеты никак не способствуют обустройству личной жизни, ведь молодой человек или супруг вряд ли потерпит постоянное отсутствие своей избранницы.

Нельзя забывать и о постоянных нагрузках на здоровье. Перепады давления, частая смена климатических и часовых поясов вначале неощутимы, но уже через несколько месяцев сбивают жизненный ритм девушки, начинаются проблемы со сном, появляется нервозность. Считается, что мигрень и некоторые нервные расстройства являются профессиональным «атрибутом» бортпроводниц.

Да и пассажиры, которые путешествуют по небу, далеко не ангелы. Бортпроводницы жалуются на достаточно частые домогательства от мужчин, грубость и конечно, дело случая, но кто защитит молодую девушку на борту самолета? Никто, только она сама должна совладать с неугомонным пассажиром, ведь это входит в ее непосредственную задачу.

По этой причине бортпроводницы редко задерживаются на должности стюардессы более года-двух, и вакансии часто бывают открытыми. Если вы желаете попытать счастья – попробуйте!

Летают пилоты, а бортпроводники — работают

Мечтательные новички, пытающиеся устроиться бортпроводником, должны осознавать, что работа стюарда — это не красивое селфи в социальной сети, это не яркая эффектная форма, это не беспечная жизнь. Любить нужно не только небо и себя в форме, но и обычных людей. Ежедневный тяжелый труд связан не с авиацией, а с пассажирами, с их капризами, разными характерами и желаниями. Умение работать с людьми и для людей — основной критерий, которому должен соответствовать бортпроводник. Требование к приему на работу у большинства авиакомпаний одинаковый: 

Лицо авиакомпании

При приеме на работу особое внимание уделяется внешности, росту и возрасту. Рост для девушек — не меньше 165 см, парни должны быть не ниже 170 см

Это не прихоть и эталон красоты экипажа, а обоснованное требование: члену экипажа с низким ростом проблематично дотянуться до верхних полок, а высокому — неудобно перемещаться по салону. Желательно, чтобы соискатель был не старше 25 лет, приятной внешности. 

  1. Отменное здоровье. Медкомиссия для бортпроводника — это обязательное условие, который включает в себя тщательную диагностику всех органов. В норме должно быть психическое состояние, зрение, сердечно-сосудистая система. Нарушение анатомии носа (искривление) или вегетососудистая дистония могут стать поводом для отказа. Есть тестирование в специальных условиях, где проверяют вестибулярный аппарат. 
  1. Образование. У претендента на место бортпроводника должно быть, как минимум среднее образование, мужчины должны иметь военный билет. 
  1. Речь, знание языков. Приятный и звучный голос должен быть без дефектов, кандидат обязан знать в совершенстве английский язык или любой другой, в зависимости от пожеланий компании. Предложения следует строить грамотно и понятно. Если в разговоре с незнакомыми людьми есть стеснение и ступор, о профессии придется забыть. 
  1. Ограничения. Модельной внешности не нужно, но приветствуется опрятность, миловидность, обаяние. Вызывающие татуировки и пирсинг на открытых частях тела запрещены. 

Помимо смекалки, ума, безупречной физической формы, бортпроводники должны уметь оказывать первую медицинскую помощь, уметь плавать, быть искусными психологами, лояльными и невозмутимыми и в то же время решительными и умеющими принимать взвешенные решения в экстремальных ситуациях. Именно от действий экипажа зависит жизнь сотен пассажиров в случае эвакуации. 

Недостатки профессии стюардессы

Несмотря на то, что с первого взгляда работа стюардессы кажется пределом мечтаний, состоящим из одних преимуществ, имеются в ней и недостатки. И основным недостатком профессии стюардессы можно назвать жесткие возрастные ограничения. Очень редко «небесным ангелом» становится женщина старше 30 лет. Мало того, даже опытные стюардессы, обладающие превосходным послужным списком, после 30 лет вынуждены выходить на «пенсию», поскольку руководство практически всех авиакомпаний уверено, что только молодые девушки могут оказывать нужное воздействие на пассажиров.

Теперь поговорим о путешествиях по всему миру. Да, стюардессы имеют возможность посещать самые разные уголки нашей планеты. Но посещать, это не означает осматривать достопримечательности и знакомиться с культурой других народов. Как правило, рейсы авиакомпании в одну и другую сторону выполняются с интервалом в 2-3 часа, поэтому стюардессы элементарно не успевают не то что осмотреть достопримечательности, но и просто прогуляться по окрестностям отеля, в котором они отдыхают между вылетами.

Нельзя не сказать и о достаточно непростых условиях труда:

  • во-первых, в каждом полете могут встретиться неприятные пассажиры, которые хамят, скандалят и относятся к стюардессам, как к обслуживающему персоналу. Но как бы неприятен не был пассажир, бортпроводницы должны всегда улыбаться, и спокойно реагировать на агрессию;
  • во-вторых, отправляясь в очередной рейс, члены экипажа самолета, в том числе и стюардессы, переживают не только за безопасность пассажиров, но и за собственную жизнь. Ведь самолет относится к транспорту повышенной опасности, технические неполадки которого могут привести к необратимым последствиям;
  • в-третьих, частые смены часовых поясов, перепады давления, шум, вибрации и излучения оказывают негативное влияние на здоровье бортпроводниц, из-за чего возникают такие проблемы, как варикозное расширение вен, гинекологические заболевания, невроз, синдром хронической усталости, бессонница и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Плюсы и минусы работы

Сложность профессии заключается в том, что ты должен быть постоянно начеку: видеть, слышать, слушать одновременно. Работа с людьми всегда имеет сложности. Самолет — это замкнутое пространство высоко в облаках, где вам с разными людьми предстоит общение на протяжении часа, а иногда и 10-12 часов. Бывают случаи недопонимания среди самих пассажиров, находясь в нетрезвом состоянии, пассажиры могут конфликтовать. Помню рейс в Бангкок, на котором пассажир в нетрезвом состоянии чуть не отбил себе пальцы, пытаясь закрыть полку, а другой искал плавающую рыбу в иллюминаторе за бортом. Или рейс в Пекин, когда пассажиру стало плохо и его пришлось спасать от приступа эпилепсии. Со здоровьем пассажиров часто бывают случаи и к этому необходимо быть готовым.

Плюсы — это однозначно иметь возможность путешествовать и открывать для себя новые страны. Я никогда не думала, что открою для себя Китай, Вьетнам, Казахстан или Таиланд. Но, отправляясь в командировку, у тебя есть 3-7 дней на изучение города или побережья, возможность попробовать местную кухню и привезти сувениры домой. А еще это неимоверный опыт общения, — иногда перед тобой проходят сотни людей и все они смотрят тебе в глаза, изучают тебя, требуют персонального внимания.

Рабочий график бортпроводника

Жизнь бортпроводников подчиняется плану полетов, который постоянно изменяется по множеству причин: перенос рейса из-за погодных условий и пр. Поэтому составить четкий график работы стюарда достаточно сложно.

Они сменяют друг друга посменно. Выходными у них считаются те дни, в которые они не находятся в воздухе. Это могут быть любые дни, в т. ч. дни, которые выпадают между рейсами. Они могут выпадать как на будни, так и на субботу или воскресенье. Такой график считается ненормированным.

Стюардессу могут вызвать в рейс в любое время (как днем, так и ночью), поэтому планировать какие-либо наземные мероприятия сложно. Они должны все время оставаться на связи со своим руководством.

Несмотря на эти существенные недостатки, их отпуск составляет 72 дня, т. е. 2 месяца в году они могут посвятить полноценному отдыху.

Непредсказуемость рабочего графика стюардесс дает им одновременно свободу и зависимость от планов полета. А отдых между рейсами трудно назвать полноценным, т. к. это время в основном посвящено сну.

Таким образом, полное распоряжение своим свободным временем у них есть только во время отпуска.

Заказывать себе выходной день следует заблаговременно. Но это не гарантирует то, что в этот день не произойдет форс-мажор и бортпроводника не вызовут на работу.

Стюардесса, стюард и бортпроводник: кто это и чем занимаются

Обязанности бортпроводника, или стюарда практически ничем не отличаются. Понятие «стюардесса» считается менее престижным, чем бортпроводник или стюард, но все они занимаются одним делом.
Перед полетом стюарды собираются на брифинг (обычно – за 2 часа до полета), распределяют командные роли: кто-то занимается встречей, рассадкой пассажиров по местам; кто-то назначается «главным» по прогреву еды, сортировке напитков отдельной «секции» судна, выполняя также другие обязанности

Если пассажиры указывают подробную информацию о себе по желанию, сотрудниками обращается внимание на места с маленькими детьми, животными (разрешенными к перевозу правилами авиакомпании), беременными женщинами, лицами с кардиостимуляторами и иными медицинскими отклонениями, аэрофобией. Если такой информации нет, стюарды «примечают» пассажиров во время посадки или полета – на тот случай, если им внезапно понадобится помощь.
После встречи, рассадки пассажиров бортпроводники проводят инструктаж по технике безопасности – текст зачитывает главный бортпроводник, а его команда жестами акцентирует внимание на правилах

Перед взлетом бортпроводники раздают леденцы – с той целью, чтобы снизить страх пассажиров перед полетом, избавить их от ощущения «заложенных ушей».

После набора высоты стюард предлагает пассажирам напитки, пищу, по соответственно принятому меню. Пассажиры бизнес-класса составляют свой заказ, а в эконом-классе все немного проще: бортпроводник идет по проходу с тележкой, на которой стоят уже разогретые блюда. Выбор небольшой: либо мясо, либо рыба.
В полете пассажиры обычно ведут себя тихо и спокойно – не обращаются за помощью к сотрудникам на борту. Иногда же сотрудникам приходится вмешаться — если это грубые нарушения общественного порядка (правил поведения на борту воздушного судна), ухудшение состояния пассажира или аэрофобия.
Это так называемые внештатные ситуации, с которыми бортпроводников учат справляться еще на курсах. Для того чтобы помочь преодолеть аэрофобию, их обучают психологическим приемам, нацеленным на расслабление, четкое разъяснение степени опасности полета. Также каждый стюард сдает обязательные экзамены по оказанию первой помощи, которой может оказаться недостаточно, тогда он может попросить коллегу или ближайшего пассажира найти медицинского работника на борту. Если его не окажется, или он будет бессилен при сложившейся ситуации, придется принять решение о срочной посадке, передав его пилотам.

Внештатные ситуации встречаются редко, но их появление не должно выбивать работу стюарда из колеи. При случае нарушения общественного порядка приходится обращаться к коллегам и пассажирам, чтобы те применили физическую силу – только так получится сохранить комфорт, безопасность для остальных пассажиров — долететь до точки назначения.

Во время полета стюарды знают, на каком этапе начнется турбулентность – тогда они проходят по салону, успокаивают пассажиров, потому что это явление вполне нормальное для полёта. Но даже при худшем сценарии они готовы к решительным и героическим действиям – в случае авиакатастрофы либо террористического захвата судна им уже известен алгоритм действий.

После посадки старший бортпроводник (дежурный) просит пассажиров не вставать с места при рулении судна по взлетно-посадочной полосе, готовится к получению команды об открытии двери. Пассажиры покидают воздушное судно, бортпроводники могут немного расслабиться: «официальная» часть их работы закончилась.

Дальше следует три сценария:

  1. При первом им не разрешают выходить из судна по правилам стороны прилета (экипаж самолёта отправляется обратно, в ближайшие часы ожидая пассажиров, сдавая контейнеры с остатками питания, отходами, выполняя приемку блюд и напитков).
  2. При втором сценарии они выходят в здание аэропорта, несколько часов проводят там: небольшой отдых, затем снова предполетная подготовка.
  3. Самый интересный, но иногда долгий сценарий – это небольшая «командировка», когда самолет остается в порту прибытия более чем на сутки до своего возвратного рейса. Сотрудники заселяются в отель, проводят свой мини-отпуск в стране прибытия.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Навигатор в мире женщин
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: