Способы развить лидерские задатки
Стать настоящей личностью и добиться успехов можно, ежедневно и упорно работая над собой. Если вам не хватает каких-либо качеств для того чтобы стать первым, то их можно развить. Не бойтесь меняться и взращивать в себе новые таланты, так как, возможно, именно они помогут вам выйти на новый уровень.
В нашей статье вы найдете несколько действенных рекомендаций, которые помогут вам развить в себе лидерские качества.
1. Вдохновляйте людей!
Помните, что лидер – это не только тот человек, который вечно критикует и навязывает другим свои идеи. Попробуйте развить в себе талант увлекать окружающих своими идеями, а также вдохновлять окружающих на действия.
Однако будьте готовы выслушать мысли остальных и поддержать их, если они стоящие. Человек, обладающий лидерскими навыками, умеет поддерживать позитивную атмосферу в коллективе и умело руководить людьми.
2. Достигайте целей
Человек, который не знает, как получить желаемое и подняться на ступень выше не может быть лидером. Постарайтесь развить в себе навык ставить цели и добиваться их. Можете начать с небольших заданий.
Например, приготовьте интересный и подробный доклад на собрание, начните бегать по 3 км в день, вставайте утром в четко положенное время. Заведите себе блокнот, в котором будет записывать ваши достижения. Развить в себе лидерские качества будет проще, если вы начнете задавать себе цели и решать их.
3. Ораторское мастерство
Развив в себе способность четко и интересно выражать свои мысли, вы сможете подняться на ступень выше. Человек, который умеет уверенно и непринужденно выступать с речью перед окружающими, пользуется уважением.
Такое лидерское качество поможет вам выйти на новый уровень. Начните развивать в себе талант оратора, репетируйте будущую речь перед зеркалом, читайте больше литературы, излагайте свои мысли в письменном виде.
4. Будьте на позитиве!
Даже если в данный момент у вас плохое настроение или случилась неприятность, то это не повод грузить проблемами своих друзей или коллег. Люди, обладающие лидерскими качествами, никогда не жалуются на жизнь.
Они всегда на позитиве, поэтому их настроение заряжает остальных и помогает проще смотреть на жизнь. Постарайтесь развить в себе умение рассказывать о своих неудачах в смешной легкой форме. Если вы научитесь быть всегда на позитиве, то люди потянутся к вам.
5. Экстремальные ситуации
Человек, обладающий лидерскими качествами, обязательно смело смотрит на жизнь. Не бойтесь опробовать экстремальные виды спорта, катайтесь на квадрациклах, решайте сложные задачи.
Если вы сможет развить в себе такой навык, то в дальнейшем у вас будет получаться легко ориентироваться в любых ситуациях, то есть стать настоящим лидером. Даже если при какой-либо проблеме ваш коллектив впадет в ступор, то вы сможете взять ответственность за остальных и одержать победу.
6. Спорт
Выглядеть красиво и подтянуто очень просто, посещая бассейн, тренажерный зал или пилатес. Энергичность – еще одно главное лидерское качество. Именно спорт поможет вам быть бодрыми и полными сил.
Попробуйте развить в себе это качество и регулярно тренируйтесь в зале. Для того чтобы воплотить в жизнь многие идеи вам понадобиться много энергии и выносливости. Настоящий лидер всегда находится в хорошей физической форме, от него исходит позитивный заряд энергии.
7. Внешний вид
Научитесь со вкусом одеваться (краситься – в случае с женщинами), вести себя воспитанно и непринужденно. Старайтесь развить в себе хорошие манеры, будьте интеллектуально подкованными, читайте книжки, интересуйтесь новинками в спорте (науке, моде, политике).
Человек, обладающий лидерскими качествами, всегда выглядит превосходно. Окружающие не могут равняться на лидера, который некрасиво одет, пребывает в плохой физической форме, а также не блещет интеллектом.
8. Тренинги
Чтобы быть успешным в своей сфере вы должны много читать и развить в себе многие навыки. Обрести желаемые лидерские качества вы можете на специализированных тренингах. Запишитесь на подходящий семинар или тренинг и узнаете, какой модели поведения вам стоит придерживаться.
Специализированная литература от коуч-тренеров также способна помочь вам развить в себе лидерские качества. Не бойтесь узнавать новое и развить в себе настоящую личность.
Мы надеемся, что в нашей статье вы нашли ответы на все интересующие вас вопросы. Помните, что развить лидерские качества вы сможете, только если будете регулярно работать над собой.
Посоветуйте прочесть нашу статью в соц.сети своим друзьям. Поделитесь опытом, полученным у нас, и помогите остальным развить в себе новые качества. Мы прощаемся с вами дорогие читатели. Желаем вам достичь желаемых высот и никогда не сдаваться!
Поделись статьей с другом:
Как развить лидерские качества
Основные лидерские качества личности – компетентность, харизма, ответственность, умение искать компромиссы. Это важные черты характера, но не все, которые необходимы желающими стать успешным творцом своего будущего, продуктивным и успешным работником.
Под определение лидерских качеств попадает сумма умений, навыков и черт характера, способных привести человека к признанию и выдающимся результатам. Их исчерпывающий список обширен, к тому же у каждого человека он может быть индивидуальным.
Тезисы саморазвития
Список особенностей характера, которыми нужно обладать
Важно, чтобы человек обладал нестандартным мышлением и широким кругозором. Имел возможность взглянуть на рабочие моменты под разными углами
В список качеств лидера непременно включают:
- гибкость мышления;
- высокие интеллектуальные способности;
- креативность;
- честность перед окружающими людьми и самим собой;
- стремление развиваться, познавать окружающий мир и самого себя;
- смелость и решительность;
- амбициозность;
- работоспособность.
Вот какими качествами должен обладать лидер. Обладая этими чертами характера, удастся эффективно развивать в себе ответственность уравновешенность, учиться контролировать эмоции, работать в команде, вести людей за собой, четко формулировать задачи и планы.
Упражнения для развития личностных качеств
Личностные качества лидера необходимо в себе воспитывать
Даже если есть природные задатки, важно их развивать и совершенствовать. В ходе тренингов необходимо анализировать перспективные точки личностного роста, развивать навыки саморефлексии, учиться выражать свои эмоции, повышать уверенность в себе, развивать позитивно настроенное мышление, определять для себя конкретные цели в жизни и двигаться к их достижению
«Мои лидеры»
Существуют различные упражнения на развитие лидерских качеств. Упражнение под названием «Мои лидеры» позволяет учиться у других.
Для начала выпишите минимум трех лидеров, с которыми вы сталкивались на своем жизненном пути. Каждому из них выставьте оценку: плохо, хорошо или удовлетворительно. Затем укажите по три характеристики, присущие каждому из них.
Всего у вас получится 9 характеристик, из которых следует выбрать три, оказавшие на формирование ваших взглядов наибольшее влияние.
«Моя победа»
Упражнение «Моя победа» нацелено на развитие мотивации и личностной целостности. Следуйте алгоритму:
Запишите свою любую победу, важное достижение. Не имеет значения, в какой отрасли вы её добились
Не важен размер достижения, главное, чтобы вы оказались лучше остальных.
Проанализируйте ситуацию, чтобы понять, что именно вам позволило добиться такого успеха, в чем вы оказались лучше. Например, конкретные знания, умения, понимание определённого принципа.
Представьте, что журналисты спрашивают: «Как вам это удалось?». Сформулируйте свой ответ. Он должен быть направлен на то, чтобы объяснить окружающим, как они могут стать лучше.
Представьте людей в своей стране, а потом во всем мире, которым вы бы могли своим советом улучшить жизнь. Вы теперь их лидер. Не имеет значения, насколько велика будет эта группа. Главное, что вы уже почувствовали, как стать лидером. Сможете повторить это в будущем.
Выполняйте упражнение для разных достижений в своей жизни.
«Резинка»
Упражнение «Резинка» направлена на развитие уверенности в себе. Его полезно выполнять не только руководителям и тем, кто хочет ими стать, а всем, кому необходимо уверенно чувствовать себя в жизни.
Вспомните ситуации, в которых чувствовали себя максимально уверенно.
Вспомните моменты, когда ощущали себя героем
Постарайтесь снова максимально ярко пережить те эмоции.
Обратите внимание на опорные симптомы, на которых базируется ваша уверенность.
Теперь наденьте медицинскую резинку на запястье левой руки.
В очередной раз, ощущая прилив неуверенности, оттягивайте резинку, фиксируя ее конкретным болевым ощущением. В результате боль начнет помогать блокировать неуверенность.
Когда удастся добиться ощущения уверенности, необходимо подкрепить его положительными эмоциями
Позвольте себе любую слабость: съесть лакомство или выпить кофе.
С резинкой необходимо работать пару месяцев, чтобы научиться фиксировать уверенность. Если решили заняться развитием лидерских качеств, самое главное, не останавливаться на половине пути.
Как стать лидером в коллективе
Безынициативные, нерадивые, с низкой производительностью, медлительные сотрудники в настоящее время не конкурентноспособны на рынке труда. «Готовые», отвечающие всем данным требованиям работники высоко котируются, стоят дорого. Откуда же тогда работодателю взять хороших сотрудников? Ответ один: воспитать в собственном коллективе.
Способы формирования лидерских качеств у работников:
- Создание комфортных условий для труда, благожелательной психологической обстановки. Развитие инициативности, чувства ответственности перед коллегами, клиентами, поиск новых вариантов решения проблем, умение мотивировать — все это должно приветствоваться работодателем.
- Возможность проявлять инициативу, предлагать нестандартные решения.
- Одна из причин безынициативности работников – страх перед санкциями, репрессиями, штрафами, прочими наказаниями.
- Внушение и осознание того, что настоящий лидер не просто амбициозный человек. Он является примером для подражания, и всеми своими действиями приносит много пользы окружению.
Как этого достичь:
Определиться, для чего именно Вам необходимо лидерство.
Проанализировать свои достоинства и недостатки.
Сотрудничать, тесно взаимодействовать с другими лидерами.
Стараться все делать самостоятельно, не надеясь на других. В процессе работы в команде поддерживайте благоприятный психологический климат, четко ставите и выполняйте задачи.
Необходимо настроиться на успех, но следует помнить, что с первого раза редко кому удается достичь грандиозных результатов
Эффективнее будет постепенное, «по шажкам», движение вверх.
Важно научиться уметь ценить и перенимать чужой опыт, учиться на ошибках других.
Самая серьезная задача для лидера – создание своего собственного стиля, неповторимого «я». Для этого необходимо серьезно работать над собой: объективно оценивать свои сильные и слабые стороны, уметь адекватно воспринимать критику в свой адрес, извлекать из нее необходимые выводы.
Одно из главных качеств настоящего лидера — быть примером для своих подчиненных. Как стать настоящим, а не формальным авторитетом для них?
- Быть максимально открытым в общении, вежливым, внимательным. Повышенный тон, крик, ругань категорически запрещены!
- Быть примером для других: не опаздывать, делать все вовремя.
- Не стесняться открыто, при всех, хвалить своих коллег и подчиненных. А вот сообщать об ошибках, недочетах, просчетах лучше всего человеку напрямую, без свидетелей, при закрытых дверях.
- Формировать команду единомышленников, готовую решать самые сложные задачи, правильно, грамотно распределять в ней роли и обязанности.
Современные психологи выделяют два типа лидерства:
- Мягкий – при котором руководитель организации создает максимально комфортную среду для работы, делая ставку на «своих». Членам коллектива оказывается максимально возможная поддержка, помощь, налажена система обратной связи.
- Жесткий – во главу угла ставятся на показатели работы. Между администрацией и сотрудниками сохраняется большая дистанция, вся власть принадлежит руководителю, организатору.
Типы лидерства
Когда собирается более 2 человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые участники начинают играть более активную роль, чем другие, к ним прислушиваются — они занимают доминирующее положение. Остальные участники становятся ведомыми.
Лидерство может быть положительным — поддерживать дисциплину и производительность труда в коллективе. Отрицательное лидерство, наоборот, тормозит развитие, негативно влияет на производственные процессы и членов коллектива.
Лидера могут назначить официально. Также он может и не занимать никакого официального положения, но, в силу своих организаторских способностей, фактически руководить коллективом. Психологи выделяют формальное (влияние на людей с позиций занимаемой должности) и неформальное (влияние при помощи своих способностей, умения и других ресурсов) лидерство.
Лидер — зеркало группы, поэтому в другой группе с иными ценностями, ожиданиями, требованиями он может и не стать главным. Лидерские качества могут быть присущи человеку, который не занимает руководящую должность, но при этом имеет авторитет в коллективе.
Существуют разнообразные классификации лидерства, но социологи чаще пользуются типологией, предложенной известным немецким социологом М. Вебером. Ученый выделяет типы лидерства:
- Традиционное — основано на традициях, ритуалах, силе привычки. Право на первенство лидер приобретает в силу своего происхождения. В современных условиях традиционный тип лидерства существует в странах с монархической формой правления. В политике, искусстве, бизнесе встречается в трансформированном виде.
- Рационально-легальное — носителя власти избирают демократическим путем и передают ему властные полномочия. Действия лидера рациональные, отвечают закону и порядку, действующему в группе.
- Харизматическое — связано с личностью человека, его способностями, посредством которых он оказывает сильное влияние на окружающих. Востребован в обществе, где происходят кризисные процессы, отсутствует система общественного контроля. Такие люди испытывают сильную тягу к власти. Негативная сторона — опасность узурпации власти или фокус на себя.
Российский философ и психолог, основоположник научной социальной психологии — профессор Б. Парыгин классифицировал лидеров:
- По содержанию деятельности. Вдохновитель — предлагает программу поведения (генерирует идею, организует исполнение). Исполнитель — организует выполнение заданной программы.
- По стилю руководства. Авторитарный — единоличное управление. Демократический — вовлекает в управление членов группы, делегирует компетенции. Анархический — коллектив предоставлен сам себе.
- По характеру деятельности. Ситуативный — кризис-менеджер. Проявляется в критический момент, берет на себя управление и решает проблему. Универсальный — постоянно проявляет качества лидера.
Чтобы построить успешную карьеру, эффективно руководить компанией, недостаточно быть начальником, назначенным вышестоящим начальством. Современная реальность такова, что эффективное руководство и процветание фирмы возможно только, когда представители менеджмента обладают качествами лидеров.
Как развивать лидерские качества у ребенка
К советам, которые мы дали выше, стоит добавить несколько практических рекомендаций по воспитанию лидера.
Создание среды
Запишите ребенка на секцию или кружок по интересам, где будут практиковать групповые соревнования, конкурсы, викторины. Это станет отличной средой для проявления лидерских качеств. Ваша стратегия должна включать такие этапы:
- поиск места в коллективе;
- демонстрация лидерских качеств;
- закрепление позиции лидера.
Параллельно нужно формировать в ребенке чувство уверенности в своих силах. Он должен ощущать ваше одобрение и поддержку.
Организация жизни коллектива
Настоящий лидер не только берет на себя руководство коллективом в определенных ситуациях, но и сам создает эти ситуации. Продумайте вместе с ребенком, что он может сделать для этого. Например, можно инициировать проведение конкурса или интеллектуального баттла. Логично, что руководить процессом будет автор идеи. Так можно не только проявить организаторские способности, но и закрепить свою позицию лидера.
Коммуникация со сверстниками
Настоящий лидер всегда знает, чем живет и дышит его коллектив. Он должен искренне проявлять интерес, быть приятным собеседником, оказывать посильную помощь. Поэтому эмпатия и альтруизм — качества, которые обязательно нужно прививать маленькому лидеру.
Самостоятельность и ответственность
Что интересно: без одного не бывает другого. Невозможно осознать степень ответственности, не имея возможности принимать самостоятельные решения. Нельзя быть самостоятельным, не осознавая полноту ответственности за каждый свой шаг. Воспитывайте в ребенке два этих качества одновременно.
Менеджерские навыки
Американскому писателю К. Бланшару принадлежит фраза: Ключ к успешному лидерству в наши дни — это влияние, а не власть». Если ваш ребенок хочет быть лидером, он должен стремиться не ко власти над другими людьми, а к поиску инструментов влияния на них. Власть предполагает авторитаризм, подавление. А влияние — это экологичный способ вести за собой людей и достигать поставленных целей.
Виды лидерства в детских коллективах
Существует несколько типов лидеров в детских коллективах. А именно:
- Организаторы. Они распределяют роли в играх, собирают локальные группы для определенных целей, ставят задачи и контролируют их выполнение.
- Активисты. Проявляют личную инициативу, всегда готовы действовать. Такие дети — звезды на утренниках и первые помощники воспитателей/учителей.
- Бунтари. Это лидеры со знаком «-». Фонтанируют идеями, подчас совершенно сумасшедшими. Тем не менее всегда находят сторонников, что еще более подкрепляет их желание идти против установленных правил.
- Покровители. Это лидеры в небольших группах детей. Как правило, покровитель находит себе 1-2 друзей из тех, кто по каким-то причинам не влился в компанию остальных детей.
Как «убить» лидера
Родители могут как взрастить лидера в своем ребенке, так и уничтожить эту ипостась.
- Запрет на риск. Если вы окружите ребенка гиперопекой, запретите ему набивать шишки и получать ценный жизненный опыт, то наткнетесь на отпор в подростковом возрасте. Как только он почувствует, что может сопротивляться навязчивой заботе, начнет испытывать и нарушать границы дозволенного.
- Щедрая похвала. Хвалить ребенка крайне необходимо, но чрезмерно расхваливать не стоит. Завышенная самооценка приведет к проблемам в общении с другими детьми. Лидерство в коллективе может пошатнуться.
- Страх перед ошибками. Он возникает в момент, когда родители начинают наказывать ребенка за оплошности. Да, целенаправленное вредительство нужно жестко пресекать. Но во всех остальных случаях признавайте за ребенком право ошибаться.
Особенности руководителя-лидера
Как я уже говорила, оптимальный вариант – сочетание руководства и лидерства в одном лице. Руководитель-лидер не приказывает и не давит на сотрудников. Он четко объясняет им цели и ведет за собой к этим целям. Кроме того, руководитель-лидер:
- Способен воспринимать и принимать общие нужды и проблемы, брать на себя ответственность за их решение.
- Способен организовывать совместную деятельность: формулирование актуальных для всего коллектива задач, создание условий для их исполнения, взятие ответственности, учет интересов и возможностей каждого участника, планирование работы с учетом этих особенностей, рассматривание и признание противоположных мнений, распределение обязанностей, мотивирование персонала.
- Отличается эмпатией, тактичностью, доверием, умением общаться, чуткостью: выслушает, поможет, разделит тайну, отстоит интересы, разрешит конфликт.
- Умеет представлять от своего лица весь коллектив, выражать общее мнение, выступать с инициативой к вышестоящим организациям для удовлетворения нужд коллектива.
- Умеет эмоционально и психологически воздействовать, привлекать людей без принуждений и приказов, убеждает и поощряет.
- Мыслит позитивно, чем вселяет веру в собственные силы всему коллективу.
В заключение хочу сказать, что одно наличие задатков и лидерских способностей не гарантирует ровным счетом ничего. Как мы видим, многие качества лидера приобретаются в процессе жизни. Способности помогают лучше и быстрее их развивать.
Отличительные черты лидера
Если вы хотите воспитать ребенка лидером, для начала стоит разобраться с характерными чертами этого типа личности. Настоящий лидер — это человек, который:
- стремится управлять ситуацией и вовлеченными в нее людьми;
- умеет убеждать окружающих, мягко склонять к своему мнению;
- выдает четкие и понятные инструкции, всегда знает, что нужно делать;
- виртуозно коммуницирует с разными людьми, умеет найти подход к каждому;
- может воздействовать на людей с помощью эмоциональных образов, никого не оставляет равнодушным к своей личности (вызывает как позитив, так и негатив);
- находит нетривиальные способы решения проблем, берет на себя ответственность за результат.
Ребенок-лидер и родители
Приятно осознавать, что твой ребенок лидер. Но могут ли ужиться в одной семье два лидера (ребенок + родитель)? А что если их не два, а три (ребенок + оба родителя)?
Опасность такой конфигурации в том, что могут возникнуть соревнования — кто кого. Лидерские качества родителей будут выражаться в подавлении ребенка. Но он не сможет беспрекословно подчиняться. Будет конкуренция, а после — конфронтация, открытый бунт, нервный срыв или куда хуже.
Здесь поможет выстраивание родительского авторитета. Как ни крути, ответственность за несовершеннолетнего ребенка несут именно родители. Соответственно, решающее слово должно быть за ними. Чтобы малыш не воспринимал установленные правила или запреты, как посягательство на свои границы, обсуждайте и аргументируйте принятые решения.
Интересуйтесь мнением ребенка, по возможности учитывайте его. Давайте ему право выбора и немного свободы в принятии собственных решений.
Что делать, когда ребенок настаивает на своем
Родителям нужно быть последовательными. Если вы что-то запретили, не стоит поддаваться на торги и манипуляции. Чутко следите за гранью, которая разделяет умение чего-то добиваться и нездоровый напор.
Развивайте в ребенке-лидере чувство командного духа.
Способствуйте реализации лидерских качеств ребенка в детских коллективах — в классе, спортивной команде, группе единомышленников.
Научитесь правильно критиковать — продуктивно, без посягательств на достоинства ребенка. Любые ошибки превращайте в уроки, а неудачи — полезный опыт.
Упражнения и советы для развития лидерских качеств
Поиск лидеров в окружении
Необходимо вспомнить не менее трех человек из знакомых, обладающих яркими задатками лидера. После этого следует назвать (или записать) от трех главных качеств, характерных для них. На следующем этапе рекомендуется проанализировать, какая из черт в большей степени повлияло на развитие их способностей. Обладаете ли вы подобным качеством, в какой мере (по 5-балльной шкале)? Что можно сделать, чтобы увеличить собственный ресурс?
Тренинги по саморазвитию
Принять участие в тренингах по саморазвитию. Это могут быть мероприятия, направленные на улучшение ораторских способностей, деловых качеств, умения вести переговоры и др.
Исследование
Провести исследование среди коллег с целью выявления лидерских качеств, которые более всего ценятся. Результаты следует проанализировать и сравнить с личным мнением.
Изучение книг
Изучить одну из книг психологов на тему лидерства и составить на ее основе несколько практических советов для реализации собственных целей.
План саморазвития
Развитие лидерских качеств обязательно предполагает наличие плана саморазвития. Для его составления необходимо записать и проанализировать ответы на следующие вопросы:
- Какие цели требуется достичь в служебной деятельности?
- Для чего они нужны в обычной жизни?
- В каком направлении следует двигаться, чтобы улучшить качество работы?
- Что следует предпринять для достижения целей? (здесь необходимо развернуто ответить относительно каждой задачи, если их несколько). Выделить этапы развития.
Некоторые психологи советуют завести дневник, в котором необходимо отмечать свои ежедневные победы и достижения. И пусть даже они будут незначительные, но это уже небольшой, но шаг, ведущий к изменению себя. По прошествии определенного периода следует подводить общие итоги, сравнивать личность до и после. Если какая-либо из целей не достигнута, необходимо проанализировать, что этому помешало и можно ли убрать препятствие.
Практический опыт показывает, что лидером не обязательно рождаются, им могут стать те, кто стремится усовершенствовать себя и сделать свою жизнь более качественной во всех отношениях.
Кто такой лидер и его качества
Лидерство означает умение, способность вести за собой других людей. Современная психологическая наука определяет нижеследующие типы лидеров:
- Исполнитель;
- Вдохновитель;
- Эмоциональный;
- Универсальный;
- Ситуативный;
- Деловой;
- Формальный;
- Неформальный.
Какими качествами должен обладать лидер?
- Эгоизм в хорошем смысле слова, эгоцентризм. Лидер должен уметь продвигать в обществе, сообществе свои интересы, отстаивать их.
- Идейная активность, способность создавать и продвигать новые идеи, проекты
- Энергичность.
- Влияние.
- Высокая степень социализации, позволяющая плодотворно взаимодействовать с другими людьми, налаживать связи, конструктивно общаться.
Психологический портрет лидера, независимо от его возраста, гендерной принадлежности, таков: человек приятной внешности, умеющий со вкусом одеваться, приветливый, улыбчивый, всем видом располагающий к общению, готовый трудиться, обсуждать сотрудничество. Лидер отличается организованностью в работе, никогда не опаздывает, выполняет точно и в срок все свои дела. Он берется за выполнение сложных и ответственных заданий, при необходимости четко распределяет обязанности в своей рабочей группе. Несет ответственности за свои слова и действия. Ведет настоящий лидер себя спокойно, уравновешенно, не срывается на крик и истерику.
Как воспитать в себе лидера
Лидерские качества можно проявлять в любой обстановке: в дружеском окружении, отношениях с противоположным полом, общественной деятельности, на работе. Что для этого следует сделать?
- Стать уверенным в себе. Никому не повредили еще чувство юмора, умение со вкусом одеваться, простота в общении, отсутствие комплексов по поводу внешнего облика, грамотно построенная, выразительная речь. Немаловажный фактор также – умение убеждать, отстаивать собственную точку зрения.
- Настоящий лидер не никогда не будет тираном. Если это необходимо для успеха в каком-либо предприятии, или для гармоничных семейных отношений, он обязательно пойдет на уступки, предоставит другим возможность проявить себя.
- Непрерывно учиться. Залог успеха лидера – постоянный труд, достижение успеха.
- Завоевать доверие ближайшего окружения и большинства коллектива.
Игры для тренингов
Ты и твое имя.
Цель игры — анализ личностных качеств, проявление креативности. Участники пишут на бумаге свое имя, располагая буквы по вертикали. За 10-15 минут напротив каждой буквы нужно написать особо ценное качество своего характера. Например:
- И — интеллект;
- В — внимательность в мелочах;
- А — активность в коммуникации;
- Н — настойчивость.
Полученный результат показывают всей группе и обсуждают.
Харизматичная личность
Тренер предлагает группе обсудить это понятие. Все ответы записывают в общий список и делают вывод, что харизма дает возможность влиять на людей.
Участники делятся впечатлениями от общения с харизматическими личностями, в чем проявляется харизма, чему бы они хотели научиться у таких людей.
Через 10-15 минут обсуждения нужно выстроить на базе этих рассказов образ харизматичного лидера. Примерные вопросы для обсуждения:
- Нужна ли харизма лидеру?
- Какие из рассказанных историй запомнились?
- Что бы вы могли сделать, чтобы выработать такое качество?
- Как этому научиться?
Синхронный перевод
Упражнение развивает концентрацию внимания, повышает беглость речи.
5-7 человек садятся в круг. Один игрок читает текст. Его сосед повторяет каждое услышанное слово своему соседу и так по кругу, пока слово не вернется к чтецу.
Занятия развивают бессознательное единство с говорящим, даже если он вам не знаком. Такую тренировку можно применять для понимания иностранного языка и овладения навыками синхронных переводов.
Можно ли стать лидером
Существует два противоположных мнения на этот счет. Суть одного — лидером нужно родиться. Суть второго — лидерские качества можно воспитать. Истина где-то посредине, поскольку оба этих утверждения не противоречат друг другу.
Да, определенные люди рождаются с навыками лидера. Двухлетний кроха, подчиняющий своей воле других (зачастую даже старших) детей мгновенно удостаивается звания лидера. Если не подавлять эти проявления, то лидерские качества у такого ребенка будут со временем только крепнуть.
В то же время тихий, спокойный ребенок, привыкший к подчинению и конформизму, может стать ситуативным лидером. Например, если никто другой не изъявил желания возглавить процесс. Такие ситуации могут стать толчком для развития лидерских качеств.
Какими качествами должен обладать лидер
Лидерские качества — совокупность навыков, знаний, умений, позволяющих личности собирать команду единомышленников и воздействовать на них. Лидер должен обладать основными качествами:
- Целеустремленность. Ведет за собой людей, четко видя цель и зная способ ее достижения.
- Умение мотивировать. Добивается выполнения указаний, объясняя целесообразность принятых решений. Находит подход к любому человеку.
- Уверенность в себе. Берет на себя управление группой людей и отвечает за результат.
- Ответственность. Отвечает не только за себя — за свои мысли, поступки и решения, но и за других — «мы в ответе за тех, кого приручили».
- Решимость. Способен принимать решения, которые влияют на личную репутацию, успех всей компании и жизнь других людей.
- Компетентность в деле. Знает работу «изнутри», все технические нюансы, производственные и технологические процессы.
- Аналитические способности. Умеет анализировать динамику процессов, чтобы своевременно вносить изменения для достижения успеха в деле.
- Самодисциплина. Делает, что должен, в любых обстоятельствах. Умеет сосредоточиться в экстремальных условиях, чтобы принять правильное решение. Не зацикливается на неудачах, а двигается дальше. Преодолевает себя и свои страхи.
- Коммуникабельность. Умеет общаться с людьми — говорить, слышать убеждать. Легко адаптируется к новым условиям.
- Желание постоянно развиваться в выбранной сфере деятельности.
Развитие лидерских качеств
Самостоятельно составить программу развития лидерских качеств – задание нелегкое, но вполне реальное. Ставя перед собой подобную цель, вы должны быть максимально настроены на достижение поставленных задач, четко фокусироваться на практических шагах. Целеустремленность и настойчивость – важные качества лидера.
Первым делом нужно ясно понимать, что стать лидером за день, неделю, месяц невозможно. Исходя из этого, вы должны ставить перед собой конкретные цели: от краткосрочных (того, над чем нужно поработать в первую очередь) до долгосрочных (того, как вы видите свою жизнь через пару лет).
Ниже предлагаем несколько упражнений на развитие лидерских качеств:
1 | Классическое упражнение «Кто я?». Запишите на листе 10 ответов на этот вопрос. Каждый ответ должен начинаться с местоимения «я» и быть конкретным. Например, это может быть запись «я – студент». После записи ваших ответов внимательно изучите их. Цель на данном этапе определить то, что мешает стать вам лидером. Если среди ответов встречаются варианты по типу «я – плохой друг» или «я – тихоня», подумайте, как можно исправить недостатки и начинайте работать в этом направлении./td> |
2 | Лидера отличает четкое представление о целях своей деятельности. Запишите на листе бумаги под заглавием «Моя цель» все, чего хотели бы достичь в результате воспитания в себе лидера. Это могут быть недостающие, по вашему мнению, личные качества характера или желание занять определенную должность на работе. Будьте критичны и не думайте долго, составить подробный план время еще будет. В результате вы получите материал для первичного анализа и установите то, над чем в первую очередь стоит поработать. Поймете, каким образом вы можете стать лучше, развить в себе недостающие качества и начать работать ежедневно над воспитанием в себе лидера./td> |
3 | Отмечайте свои успехи. Возьмите за привычку в конце каждого дня уделять несколько минут тому, чтобы записать на лист бумаги минимум 3 вещи, которые в этот день удались вам больше всего. Вам нужно сделать это, даже если был очень плохой день. Это упражнение научит видеть позитив и отмечать его, а не выделять отрицательное, как делает большинство людей. Позитивное мышление – важный элемент характера лидера. Сосредоточившись на успешных сторонах своей деятельности, вы также получите дополнительную мотивацию. |
И еще несколько советов, которые следуеть взять на заметку.
Тонкая грань: лидер или тиран
Превратить сильную личность в диктатора очень легко. Например, в обыкновенной семье родился маленький мальчик. Уже в четыре года он играет со своими родственниками в «полководца»: командует и ставит условия. Взрослые умиляются: «Какой умный малыш, из него вырастет настоящий президент!». Будущий «глава государства», попав в садик, начинает применять в коллективе привычную модель поведения: он постоянно требует своего, капризничает, помыкает сверстниками. Дети от него отворачиваются. Воспитательница, которой малыш тоже пытается манипулировать, берёт его в «ежовые рукавицы» и пресекает диктаторское поведение.