Иван сусанин — история героического подвига и характеристика спасителя царя

Родственники Сусанина

Некоторые предположения, что мать Сусанина звали Сусанна, а сам он был сельским старостой являются скорее домыслами. А вот отчество Сусанина – Осипович, было придумано историками уже в XIX веке и не подтверждается никакими документами.

Однако сам тот факт, что царь снизошел до простого крестьянина и еще дважды из Москвы подтверждал привилегии, освобождавшие от податей, в 1633 и 1691 годах заслуживает внимания.

В рассказе Глинки, по сравнению с текстом грамоты, есть два основных вымышленных сюжета. Первый – сын Сусанина. Как мы знаем, наследовала ему дочь Антонида (в том числе и царские привилегии), что было возможно только в отсутствие мужского потомства. Но ведь сын мог умереть и раньше? Как показывают исследования (Велижев, Лавринович) это не так.

Еще в 1731 году потомками Сусанина была сделана попытка ввести в рассказ о спасении царя еще одного родственника – будущего мужа Антониды. Его якобы послал Сусанин предупредить царя об опасности.

Однако этой выдумке не поверили и прошение (имевшее целью получить более широкие льготы) не утвердили. Таким образом, и сын и зять Сусанина не существовали и были добавлены в легенду о спасении царя позднее. То же можно сказать и о том, что Сусанин увел поляков в чащи (или болота). В документах XVII века известно только, что Сусанин не выдал местоположение царя, а романтический эпизод с глухими местами был добавлен позже.

Биография Ивана Сусанина

Точной информации о жизни и быте Сусанина нет до сих пор. Родился он в деревне Деревнищи (также упоминаются Деревеньки, поскольку историки еще не смогли дать достоверный ответ на этот вопрос). На момент основных событий ему было около 30-35 лет, однако по этому поводу все еще ведутся дискуссии, поскольку некоторые историки утверждают, что он находился в пожилом возрасте, так как в легенде есть упоминание о зяте, который был отправлен к Михаилу, чтобы его предупредить.

Сама легенда гласит, что зимой 1612 года большая часть территорий Московского Княжества была захвачена Речью Посполитой. Иван Сусанин был нанят как проводник до села Домнино. Полякам было известно о том, что именно там скрывался молодой Михаил Федорович Романов, и они решили отправить туда отряд. Сусанин согласился, однако повел оккупантов совсем в другую сторону, а именно, в село Исупово. При этом он успел послать в Домнино зятя, чтобы тот предупредил царя об угрозе.

Естественно, вскоре обман раскрыли, а Сусанина подвергли пыткам, но он так и не сдал настоящее местоположение царя, в итоге его казнили, разрубив тело на куски и бросив в лесу неподалеку от села.

Главным историческим подтверждением подвига стала царская грамота 1619 года, согласно которой его зятю, Богдану Собинину, даровалась половина деревни, при этом она была «обелена» от всех податей, что по тем временем являлось поистине огромной наградой. Подтверждают эту грамоту и следующие документы:

    • в 1633 и 1644 годах вдове Сабининой Антониде и её детям вручались жалованные грамоты;
    • в 1691 году потомками Сусанина была получена подтвердительная грамота, которая полностью доказывает сам факт совершения подвига, поскольку в ней приводятся слова грамоты 1619 года;
    • также были изданы льготные указы в 1723, 1724 и 1731 годах, соответственно, причем в них также приводились цитаты самой первой грамоты, что делает их исторически ценными;
    • подтвердительные грамоты от 1741 и 1767 годов относились к потомкам Сусанина, которые проживали в деревне Коробовой.

Однако последняя подтвердительная грамота, адресованная «Коробовским белопашцам», уже не содержала слов документа 1619 года. Интересно, что летописи и хроники XVII века практически не имели никакой полезной информации о Сусанине. Тем не менее, память о нем жила в преданиях, которые передавались из поколения в поколение, таким образом донеся до современной науки образ простого человека, ставшего народным героем.

Жизнеописание

Биография Ивана Сусанина не изобилует достоверными фактами за давностью лет, а также в виду того что жизни крестьянина в то время не уделяли много внимания. Мужчина родился в середине XVI века вблизи Костромы, в селе Деревеньки. Он был крепостным дворян Шестовых. Первым, кто попытался описать жизненный путь Ивана, стал Алексей Данилович Домнинский. Протоиерей собрал воедино известные факты о герое для потомков.

Существовало несколько версий происхождения крестьянина. По одной из них Сусанин был старостой вотчины. Некоторые эксперты сходились во мнении, что он мог быть управляющим вотчины Шестовых и якобы оставался при доме бояр.


Иван Сусанин. Карантина Константина Маковского / «Википедия»

Личная жизнь мужчины остается тайной. О супруге патриота нет упоминаний ни в одном источнике. Зато известно, что у Сусанина имелась дочь, Антонида Собинина. Фамилию девушка сменила, выйдя замуж за крестьянина Богдана Собинина. В их семье родились двое сыновей, Константин и Даниил. Во время геройского подвига отца Антониде было 16 лет.

В 2000-х годах СМИ комментировали обнаружение предположительной могилы Ивана Сусанина. Археологи основывались на изучении останков, найденных при раскопках неподалеку от Домнино. Специалисты выявили следы ударов от оружия, которым могли оказаться сабли. Судя по рассуждениям экспертов, перед гибелью патриота пытали.

Факт того, что похороны Ивана состоялись, остается спорным. Криминалисты изучали антропометрические данные потомков героя, но однозначную идентификацию произвести не удалось. Ни одно ДНК-исследование не оказалось гарантированно верным.

Интересные факты

  1. В 2003 году в районе села Исупово производили археологические изыскания на месте высушенных болот. В ходе изысканий было обнаружено 40 католических крестиков и один православный. При этом последний представлен фрагментарно. На изломе виден контакт с режущим оружием. Это может свидетельствовать о том, что найдено место, где был убит Иван и погиб отряд врагов.
  2. Отчество Осипович является выдуманным. Как действительно звали отца Ивана, доподлинно неизвестно. В некоторых источниках его называют Иваном Иванович. В царской России крестьяне не имели отчеств. Крепостные крестьяне не имели даже фамилий. В основном это были прозвища. Есть мнение, что у него было прозвище от имени матери Сусанны. Это косвенно также может свидетельствовать о том, что у него не было при жизни отца.
  3. Украинская современная историческая литература утверждает, что Иван Сусанин — это выдуманный русскими персонаж. На самом деле, в 1648 году Богдан Хмельницкий вел битву при Корсуне. Он повелел своему казаку Никите Галагану внедриться в войско шляхты и обманом завести в западню. Никита доблестно исполнил свой долг. Войско было уничтожено.
  4. Во многих городах России есть улицы, названные именем национального героя.

Биография Ивана Сусанина

Подвиг, и почести после смерти

  1. 1613 – поздней зимой польско-литовский отряд выступил на поиски нареченного российского царя Михаила Романова. В это время он укрывался в окрестностях Костромы. У с. Домнина поляки захватили Ивана Сусанина, который знал о местонахождении Михаила. По одной версии Иван сразу отказался рассказывать, где скрывается царь и после пыток был убит. По другой – Сусанин специально завел вражеский отряд в непролазное болото и был умерщвлен после того, как это стало очевидным. До 1619 года о подвиге никому, кроме односельчан и родственников героя, известно не было.
  2. 1619 – 30 ноября, царь Михаил Федорович Романов, своей грамотой, жалует зятя Ивана Сусанина – Богдана Собинина – половиной деревни и освобождением от всех повинностей и податей. Именно эта грамота и послужила первым документальным подтверждением реальности подвига Сусанина. В последующем жалованные и подтвердительные грамоты, а также льготные указы, издавались монархами в 1633, 1644, 1691, 1723, 1724, 1731, 1741, 1767 и 1837 годах. Ими жаловались следующие, после Богдана Собинина, потомки Ивана Сусанина.
  3. 1767 – во время визита в Кострому императрицы Екатерины II, архиерей Дамаскин (Аскаронский), приветствуя ее, в своей речи упомянул о Сусанине, как о спасителе основателя царской династии Романовых. С того времени это стало официальной традицией.
  4. 1804 – выходит «Словарь географический Российского государства», под редакцией А.М. Щекотова, в котором Сусанин представлен спасителем царя.
  5. 1812 – прямое и безапелляционное возведение в статус народного героя. Это сделал историк, писатель и публицист Сергей Глинка, напечатав в «Русском вестнике» работу «Крестьянин Иван Сусанин, Победитель мести и Избавитель Царя Михаила Федоровича Романова». Хотя Глинка не приводил в статье никаких документальных источников, после ее выхода все учебники истории стали включать этого персонажа в описание героического прошлого России.
  6. 1825 – с началом правления Николая I образ героя становится непременным атрибутом официальной государственной политики.
  7. 1830 – 1831 – в борьбе с польскими повстанцами власти используют память о народном герое, как повод для поднятия патриотизма.
  8. 1836 – Михаил Глинка представил публике оперу в 4 актах «Жизнь за царя», о событиях, произошедших в 1613 году. Либретто к опере было написано бароном Розеном.
  9. 1838 – император Николай I подписал указ о возведении на центральной площади г. Костромы памятника Ивану Сусанину и наименовании самой площади его именем. В указе прозвучали слова о спасении им не только царя, но и православной веры, и русского государства.
  10. 1862 – в Великом Новгороде, на возведенном в честь 1000-летия Руси монументе, скульпторы М. Микешин, И. Шредер и архитектор В. Гартман, среди прочих героев, изобразили и Сусанина. В этом же году журнал «Отечественные записки» опубликовал статью профессора Санкт-Петербургского университета Н.И. Костомарова. В ней ученый открыто насмехался над предыдущими исследователями, заявляя, что гибель Ивана Сусанина была не подвигом, а он лишь стал случайной жертвой одной из многочисленных банд того времени.
  11. 1913 – в честь 300-летия царской династии Романовых, в Костроме состоялось открытие архитектурного ансамбля. В него включено изображение умирающего народного героя и склонившейся над ним женщины, символизирующей Россию.
  12. 1917 – начало развенчания «царских слуг», в число которых попал и костромской герой.
  13. 1918 – в Костроме начинают разрушать памятник на центральной площади города.
  14. 1920 – официальная пропаганда заявляет, что подвиг Ивана Сусанина – миф.
  15. 1938 – разворот политической пропаганды на 180 градусов. Теперь власть, в который уже раз нуждаясь в подъеме патриотизма, официально объявила спасителя царя национальным героем. В июле, в газете «Северная Правда», выходит статья, в которой он предстает смельчаком, отдавшим свою жизнь за Родину.
  16. 1939 – на сцене Большого театра представлена переработанная и переименованная версия оперы «Жизнь за царя». Теперь она называется «Иван Сусанин». Вышел Указ о переименовании райцентра и всего района в Ярославской области в честь народного героя. Позже в бывшем селе Молвитино, которое и подверглось переименованию, открыт музей его подвига.
  17. 1967 – в г. Костроме установили новый памятник Сусанину.
  18. 1992 – костромской «площади Революции» вернули историческое название.

Версии подвига

Существует несколько версий как происходили события. Историки и сейчас не могут достичь одного мнения.

Версия №1

Официальная версия подвига крестьянина гласит о том, что в 1613 году после Земского Собора и официального избрания Михаила Романова на царствование, воспрепятствовать этому должны были поляки. Сам царь со своей матерью в это время как раз находились под Костромой. Ляхи, узнав об этом, отправились в деревню. Подойдя к Домнино они встретили Ивана Сусанина, которого заставили показать где прячется молодой Романов. Крестьянин согласился и повел поляков, но в противоположную сторону — к болотам и лесам. Зайдя в самую глубь леса поляки поняли, что идут в другую сторону и начали пытать Сусанина. Крестьянин принял мучительную смерть, но не рассказал, где прятался царь. Сам Михаил Романов со своей матерью в это время укрылся за стенами Ипатьевского монастыря.

Версия №2

Еще одна из распространенных версий называет место смерти не топи и леса Костромской губернии, а непосредственно саму деревню Домнино. О близком подходе поляков к деревне староста Сусанин узнал заранее и успел спрятать царя в овинной яме, предварительно забросав горелыми ветками и различным тряпьем. Ляхи, ворвались в дом к Ивану Осиповичу и провели обыск. Никого не найдя в доме они начали пытать крестьянина. Даже под страшными пытками Сусанин не выдал место, где спрятался молодой царь.

По официальной версии местом захоронения крестьянина изначально была сама деревня, а после прах перенесли в Ипатьевский монастырь. Но несмотря на это, археологами за все время были найдены несколько могил героя.

Популярные темы сообщений

  • Каучук Каучук – это вещество, имеющее синтетическое или природное происхождение. Он стал настоящим открытием для человека. Впервые о каучуке в натуральном виде стало известно в народе южноамериканских инков, которые применяли его для собственных нужд.
  • Леонардо да Винчи В истории мирового искусства особенно примечательна эпоха Возрождения, богатая прекрасными творческими талантами. Одним из них был итальянский художник Леонардо да Винчи, родившийся в окрестностях небольшого городка Винчи. В возрасте 14 лет он
  • Орган — музыкальный инструмент Орган – это клавишный инструмент, управляемый руками и ногами музыканта, в котором сжатый воздух воспроизводит ноты через ряд труб, организованных в масштабные ряды. Орган состоит из четырех основных частей: клавиатуры,

Подвиг Ивана Сусанина

Неизбежный вопрос: кто такой Иван Сусанин? Если заглянуть в такой источник, как Википедия, то можно узнать разве что о подвиге этого крестьянина. Нет однозначного ответа на вопрос, когда родился этот герой. Если и есть какие-то факты об Иване Сусанине, то они довольно скудны.

Что же случилось тогда, в 1613 году, в конце зимы? Проведали зловредные интервенты из Польши, что юный царь скрывается в окрестностях Костромы, и отправились туда. Однако недалеко от деревни Домнино у шляхтичей начались проблемы: как именно попасть в село, непонятно.

И проводником оказался крестьянин (возможно, староста деревни) Иван Сусанин. Он повел неприятельское войско, но, конечно, не в деревню, а совсем в другую сторону – в непроходимую, болотистую часть костромских лесов.

Когда командир интервентского отряда понял, куда их завел хитрый проводник, поляки потребовали, чтобы Сусанин сообщил, где прячется юный царь.

Поляки угрожали страшной расправой, однако старый хитрец Иван Сусанин был глух ко всем запугиваниям и спокойно встретил свою смерть. Интервенты ничего не добились, вдобавок умудрились столкнуться с казачьим отрядом.

О чем спорят историки?

В наши дни большинство специалистов склонно признавать, что подвиг Сусанина был действительно совершен. А в общественной мысли закрепилось, что это деяние имеет патриотическую основу.

Что касается действительных исторических документов, касающихся подвига костромского крестьянина, то они немногочисленны. По ним твердо известно, что крестьянин Иван Сусанин был захвачен отрядом «литовских и польских людей», добивавшихся у него признания, где находится Михаил Федорович.

Вспомним, что тогда происходило в России. Царя не было, династия Рюриковичей пресеклась после того, как изменники отдали царя Василия Шуйского в руки его врагов, поляков. Летом 1610 году его свергли с престола, а затем вывезли в Польшу, где он находился в заточении до своей смерти в 1612 году. Часть бояр захотела сделать царем польского королевича Владислава Сигизмундовича, но этому воспротивился Патриарх Гермоген: он отвергал кандидатуру царя-католика, а Владислав не желал переходить в Православие. Бояре, державшиеся Польши, впустили в Кремль польско-литовский гарнизон. После изгнания поляков из Москвы осенью 1612 года было решено созвать Земской Собор, который изберет царя из нескольких кандидатов, среди которых был и юноша Михаил Романов. Это был знатный родич царя Федора Ивановича, скончавшегося полтора десятилетия назад. Собор открылся в начале 1613 года и избрал именно его на царство.

4 марта 1613 года. Михаил Федорович и его мать инокиня Марфа Ивановна принимают от московского посольства челобитные грамоты земского собора

А в январе 1613 года будущий царь пребывал либо в Свято-Макариевом Унженском монастыре на богомолье, либо в родовом осадном дворе Костромского кремля. Сусанин, по всей видимости вотчинный староста или приказчик в имении рода Шестовых (к нему принадлежала мать Михаила Федоровича), не выдал боярское семейство. Принял за него пытки и смерть, но злодеям помогать не стал. Завел он их в лесную глушь, на болота или в иные дебри на растерзание морозу и волкам, или не завел, -— неясно. Эта часть его подвига создана поздними источниками. Ни доказать ее в полной мере, ни до конца опровергнуть ныне не представляется возможным. А вот страшная гибель его, спасшая жизни юноше Михаилу и его матери инокине Марфе, документально подтверждается.

До сих пор не установлено твердо и ясно место гибели Ивана Сусанина. Чаще всего называют село Исупово, стоявшее посреди большого болота, но вероятно и село Домнино. Разнообразные сенсационные известия о том, что найдены останки Сусанина или вещи — его самого, его семьи, погубивших его врагов, — не находят подтверждения.

Кто были захватчики, желавшие отыскать и захватить семейство Романовых? Вопрос и поныне дискуссионный.

Часть специалистов стоит за версию, согласно которой это мог быть отряд «воровских казаков», частью, видимо, литвинов и поляков. Банда искала богатое, широко известное боярское семейство с целью ограбить, предать пыткам и заставить отдать сокровища, припрятанные по военной поре. На худой конец, увезти с собой и потребовать выкуп…

Смерть Ивана Сусанина. Карл Вениг, 1871

Другая часть историков видит ситуацию иначе: на Земском Соборе Михаил Федорович стоял в начальной части списка претендентов на престол, и неприятельский отряд имел целью ликвидировать «неправильного» кандидата, освобождая место «правильным». А в числе таковых был и польский королевич Владислав… Да и до начала Земского Собора имя юноши не раз звучало именно в этом контексте.

Какая версия достовернее? И то, и другое возможно. Но, так или иначе, Иван Сусанин действительно пожертвовал собой за Романовых, спас их, поступил как истинный христианин и добрый русский человек. Так что слава костромского крестьянина — вполне заслуженная.

Епископ Василий (Родзянко) (1915–1999), внук последнего председателя Государственной Думы дореволюционной России, сказал о Сусанине так: «Я всегда почитал его подвиг. Ведь это такая сила духа!… Это евангельский образ!… Это… подвиг истинно христианский, подвиг христианского мученичества, подвиг совершённый во имя спасения Православного Отечества нашего и веры Православной нашей. Потому-то народ наш и сохраняет в памяти своей, уже почти четыре столетия, это святое имя, давно ставшее для каждого русского человека именем-символом».

Переменчивая слава

До 1917 года костромской крестьянин Иван Сусанин из села Домнино был одним из величайших героев России. Историки того времени писали о нем как о спасителе правящей династии. В 1613 году, незадолго до венчания на царство ее основателя, юного Михаила Федоровича Романова, Сусанин завел в лесные дебри и на болота вражеский отряд, пытавшийся добраться до будущего государя и его матери, которые жили в своем имении на костромской земле. Этот подвиг стоил жизни самому проводнику, но избавил от гибели державного отрока.

Николай Васильевич Гоголь отозвался о самопожертвовании Сусанина как о «подвиге любви». Композитор Михаил Иванович Глинка в 1836 году создал оперу «Жизнь за царя», которой в советское время из идеологических соображений поменяли название: «Иван Сусанин». А в 1843 году скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский воздвиг в Костроме блистательный памятник, объединивший на общем пьедестале царя Михаила Федоровича и крестьянина Ивана Сусанина.

В советское время идея монархии стала предметом самого негативного отношения, поэтому Сусанина «разоблачали», историю его называли «анекдотом», «легендой». Памятник в Костроме, как водится, снесли. Однако в краткие периоды «русского патриотизма» советской власти имя его вновь сверкало на небосклоне высокой культуры.

В 1947 году, к 800-летию Москвы вышла отдельной книгой поэма Натальи Петровны Михалковой-Кончаловской «Наша древняя столица», и отдельный эпизод в ней — «Быль о славном партизане — о Сусанине Иване».

Подвиг Ивана Сусанина подан там ярко, образно:

В вековой седой глуши,Где ни конного, ни пешегоНе бывало ни души,Сосны будто вдруг раздвинулись,Ели встали стороной,И снега, что шёлк, раскинулисьНа полянке на лесной.Здесь прогалинка просторная,А под тонкой коркой льдаТут болото — бездна чёрная,Что не мёрзнет никогда.Подломился под полякамиХрупкий, тоненький ледок, —Как ни выли, как ни плакали,Всё ж не вытянули ног!И, трясиною зажатые,Увязая в ней по грудь,Проклинали провожатого,Что их вёл в последний путь.Пан, что ближе был к Сусанину,Полоснул его ножом,И вскричал Сусанин раненый:«Мы отчизну бережём!Паны пусть на Русь не зарятся —Не дадим земель своих!Наш народ от вас избавится!»Тут вздохнул он и затих…

Иллюстрировал книгу знаменитый художник Владимир Андреевич Фаворский. Он создал чрезвычайно выразительную гравюру: литвинские паны, заведенные Сусаниным в мерзлое болото, во гневе и отчаянии убивают героя кинжалами, но пути к спасению у них уже нет.

Сусанин и Михаил Романов. Скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский

А памятник в Костроме вновь появился — совершенно другой, работы скульптора Никиты Антоновича Лавинского, но оригинальный и впечатляющий своим выразительным монументальным лаконизмом.

2

Разницы в версиях

Многие историки утверждают, что Иван Сусанин являлся простым крепостным крестьянином, живущим в селе Домнино. По одной из версий он являлся старостой деревни, а согласно другой — был приказчиком в вотчине Шестовых. И если верить в первую версию, то можно поставить под большое сомнение, откуда простой крестьянин знал, где остановился царь, бежавший от врагов.

Памятник Сусанину в Костроме.

Также под большим вопросом и само нахождение отряда польских воинов рядом с Костромой. Ни в одном из сохранившихся документов тех лет не упоминается, что в 1613 году поляки разыскивали царя в тех местах и пытались его захватить. Но на самом деле на тот момент убийство царя с целью возведения на престол польского кандидата было бессмысленно, ведь Михаил уже официально находился в своём законном статусе.

Кроме того, существует речь митрополита Филарета, где он перечислил все беды, которые причинили России воины Речи Посполитой в период Смуты, и как проходило изгнание поляков из Москвы. В этой речи нет ни единого упоминания о покушении на царя, хотя если бы оно и правда было, то митрополит о нём бы точно упомянул.

Стоит учесть и то, что разнятся версии о том, куда же Иван Сусанин завёл поляков. В некоторых версиях упоминается лес, в других — непроходимое болото. Но из леса отряд опытных воинов вышел бы по своим же следам на снегу, а непроходимых болот вокруг Домнино нет и никогда не было.

Вполне вероятно, что подвига Ивана Сусанина, как и его самого, никогда не было. Просто в царское время, а особенно при Николае I, России требовался герой из народа, герой, способный отдать власть за своего царя. Так и возник культ простого мужика-патриота Ивана Сусанина.

  • Истинно русские алкогольные напитки
  • «Колодец в ад»: тайны сверхглубокой Кольской скважины
  • Колонии Российской империи: райские острова и земли, которые когда-то были нашими
  • Кровавый «Черкизон»: какой ценой Москве достался её самый печально известный рынок
  • Кто издавал странные звуки, которые Швеция приняла за русские подлодки?

Житие и подвиг

В 1587 году священнослужитель принял постриг и стал монахом московского Чудова монастыря. Спустя 2 года он получил сан и впоследствии благодаря протежированию патриарха Иова стал митрополитом. По инициативе Гермогена в 1591-м в Казани ввели День памяти православных воинов, павших во время взятия города. По благословению Иова это нововведение было одобрено.

Гермоген распространял православие среди других национальностей. Он делился знаниями с татарами и представителями тюркских народностей.

В 1598 году скончался царь Федор Иванович, а к власти пришел Борис Годунов. Гермоген присутствовал при избрании нового монарха. После занятия престола Лжедмитрием I митрополит работал в Боярской думе, но выступал противником самозванца. Он требовал крещения Марины Мнишек и выступал против избрания патриарха Игнатия.

Патриарх Гермоген в темнице Чудова монастыря Когда в 1606 году Григорий Отрепьев был свергнут, власть сосредоточилась в руках Василия Шуйского, и Гермоген заменил ненавистного Игнатия. Шуйский боялся, что его место может занять Филарет, но в 1606-м патриарха утвердили в сане. Несмотря на разногласие и очевидное противостояние с царем, Гермоген всегда отстаивал его.

Доверие к Шуйскому подорвали крестьянские восстания и появление Лжедмитрия II. Возник заговор, в результате которого планировалось свержение царя. Гермогена привели на Лобное место и требовали поддержки в вопросе правительственного переворота. Патриарх совершил подвиг, поставив собственную жизнь под угрозу. Он выступил патриотом и отказался потворствовать мятежникам. Бунтари перешли на сторону Лжедмитрия II. Гермоген направил им вслед две грамоты, наставляющие вернуться на путь истинный и покаяться.

Патриарх Гермоген и Казанская икона Божией Матери Поначалу зачинщикам не удалось призвать народ к восстанию, но низложение царя все же состоялось в 1610-м. До последнего момента Гермоген выступал на стороне монарха. Даже оказавшись в заточении в Чудовом монастыре, патриарх требовал вернуть царя на трон. Власть перешла в руки семибоярщины. Священнослужитель осуждал эти перемены и пытался организовать выборы для возведения на трон русского царя. Но правителем избрали Владислава Сигизмундовича. Гермогену пришлось признать его статус при условии крещения и устранения воинов Речи Посполитой с русской земли.

Во время польских нашествий патриарх обращался к землякам за помощью, и его призыв поддержали защитники родины. В Казань привезли копию Казанской иконы Божьей Матери, которая стала главной святыней народного ополчения.

Во время атаки Москвы Гермоген оказался в плену. Он был низвергнут из сана и отправлен в темницу Чудова монастыря. Поляки неоднократно требовали прекращения сопротивления, но церковный служитель игнорировал послания и призывал патриотов не сдаваться. Отказав полякам, монах обрек себя на смерть, причиной которой стали голод и жажда.

Вариант 2

Иван Сусанин считается русским героем, который спас Михаила Романова. Это произошло во времена войны между русскими и поляками.

О биографии Ивана Сусанина мало данных. Он был крестьянином, родом из деревни Домнино (в настоящее время это Сусанинский район, Костромской области). По некоторым историческим данным он был старостой в деревне и принадлежал ко двору Шестовых. О семейном положение тоже не указано. Известно, что была дочь Антонида. Вероятнее всего крестьянин был вдовец.

Свой геройский поступок он совершил в 1613 году. В эти времена новонареченный царь Михаил Романов и его мама Марфа укрывались в Костроме. Поляки хотели отыскать их и захватить. На пути им встретился Иван Сусанин. Они пытались выпытать где прячется царь. Вотчинного старосту жестоко пытали, но он был предан царю, и не рассказал его местонахождения.

Доказательством героического подвига крестьянина служит царская грамота от 1619 года. В ней указано о даровании родственникам крестьянина пол деревни с освобождением от податей «за службу у нам и за кровь…».

Позже еще были изданы грамоты потомкам Ивана Сусанина. Все они повторяли слова жалованной грамоты 1619 года.

В летописных книгах и других исторических источниках 17 века очень мало говорили о подвиге русского крестьянина. Лишь из рода в род рассказывались предания. А вот начиная с визита императрицы Екатерины II в Кострому было положено официальное начало упоминания Ивана Сусанина как спасителя рода Романовых.

Со временем подвиг крестьянина стал известен. О нем упоминалось в учебниках истории. Еще больший интерес о Иване Сусанине появился при царе Николае I. Подвиг получил официальный характер. Герою были посвящены стихи, литературные произведения, несколько опер, художественные произведения другое.

В качестве памяти потомкам в 1838 году был издан царский указ об установке памятника главной площади Костромы.

В истории так же были указаны случаи критики о достоверности подвига Сусанина. Многие ученые комментировали, что крестьянин всего лишь был одним из очередных жертв рук поляков. Так же подвергалось сомнению кто именно погубил крестьянина. Считалось, что в то время, вблизи Костромы могли разбойничать казаки или даже русские разбойники.

Во времена Октябрьской революции памятник подвергся разрушению. Это было связано с тем, что крестьянин попал в разряд «слуг царей». Позже, в 1938 году, Ивана Сусанина признали героем, отдавшим жизнь за царя. Это решение приняли на высшем политическом уровне. В честь героя даже были переименованы райцентр где проживал Сусанин.

3, 4, 7 класс

Сюжет оперы «Иван Сусанин» по действиям

«Иван Сусанин» опера краткое содержание произведения по действиям:

Действие первое

В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет». Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению.

Спустя время он приносит домой радостное известие – крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков. Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленных: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».

Действие второе

Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.

Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Действие третье

Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.

Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.

Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план – обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване – мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.

Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Действие четвертое

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам, и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход. Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.

Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать». В гневе поляки убивают Сусанина.

Эпилог

Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца.

Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин». Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского, звучат хвалебные песни в их адрес.

Заключение

В опере Глинки прославляется героизм и самопожертвование простого русского крестьянина, который не пожалел собственной жизни ради своего народа.

Интересно: «Тоска» — опера Джакомо Пуччини в трех действиях на либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы на основе одноимённой драмы В. Сарду (1887). На нашем сайте можно прочитать краткое содержание оперы «Тоска» и ознакомится с сюжетом произведения в сокращении. Премьера состоялась 14 января 1900 года в Театро Костанци в Риме.

Мифы и факты об Иване Сусанине

Некоторые исследователи, такие, как Н. Костомаров, С. Мазуркевич, считали, что история подвига вотчинного старосты Ивана Сусанина – выдумка от начала и до конца, ставшая популярной в конце XVIII – начале XIX века после публикации ряда произведений за авторством И. Васькова, А. Щекатова, К. Рылеева.

По мнению исследователей, авторы этих произведений взяли за основу совершенно другие события:

  • поступок некого можайского крестьянина, который вывел польско-литовский отряд на русскою сторожевую заставу в 1612 году, описанный в мемуарах участника польско-русской войны литовца Самуила Москевича;
  • поступок казака Никиты Галагина, который добровольно сдался полякам накануне Корсунской битвы 1648 года, чтобы под пытками «выдать» врагу дезинформацию и дать войскам Б. Хмельницкого преимущество.

Н. Костомаров в своей работе «Иван Сусанин (Историческое исследование)» за 1862 год указывал и на другие факты, говорящие в пользу «выдуманности» истории. Например, на то, что Жалованная грамота была выдана Б. Сабинину лишь в 1619 году, хотя все причастные к событиям Смуты и спасению Романовых были награждены еще в 1614-ом.

Например, священник Ермолай Герасимов, тайно передававший новопостриженной монахине Марфе сведения о муже в период царствования Бориса Годунова, был пожалован вотчиной и освобождением от налогов. Историк считал, что вышеупомянутый Б. Сабинин, добиваясь снижения податей, сумел каким-то образом рассказать придуманную им историю гибели своего тестя инокине Марфе, матери царя; та растрогалась и попросила сына позаботиться о семье «героя». Именно поэтому в грамоте было написано о даровании милости «по совету и прошению матери нашей, государыни великой старицы инокини Марфы Ивановны».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Навигатор в мире женщин
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: