Вот эти ребята, например, выглядят чертовски классно!
Часто слышу: «Что же ты собираешься делать со своими татуировками, когда постареешь?!»
Ну не знаю, приятель. Возможно, отращу себе эпическую бороду и буду ходячей рекламой искусства татуировок с другими такими же впечатляющими ребятами. А что ты собираешься делать, когда станешь обыкновенным престарелым дедком?
Конечно, у всех свои приоритеты и понимание прекрасного, от этого никуда не уйдешь. И перед тем как решиться на то, чтобы сделать себе тату, нужно хорошенько подумать. Но если вы все-таки захотите воплотить свою мечту и сделаете это, я не сомневаюсь, что вы будете выглядеть не менее красиво и впечатляюще, чем герои нашей статьи!
Татуировки в старости — почему татуировки с возрастом выглядят по-другому, как выглядят
Татуировки набирают большую популярность. Развитие тату-индустрии не останавливается, а только идет вперед. Появляется все больше стилистических направлений, техник исполнения и идей. Люди, делающие татуировку, придают значение рисункам. Кто-то, из любви к тату-искусству, изображает на теле разнообразные рисунки и сюжеты из них. Каждый может найти подходящий вариант для себя.
Но так как есть последователи, так есть и противники татуировки. Бывает, человек просто не понимает такого искусства. Кто-то не может позволить себе сделать татуировку из-за определенного социального статуса и положения в обществе. Но есть другая более весомая, на взгляд многих, причина отказа.
Человек задается вопросом: «Как будет выглядеть татуировка в старости?». Или задает вопрос другим: «Как твой рисунок будет выглядеть, когда ты состаришься?». Люди не могут решиться на тату, считают, что в преклонном возрасте тело выглядит малопривлекательно, а с рисунком будет смотреться нелепо. Необходимо рассмотреть момент подробно.
Запрет на татуировки
Христианская религия запрещала татуировку. Прямой запрет на маркирование своего тела можно найти в Библии в книге Левит: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19: 28). Но в тоже время татуировки были в ходу у христианского населения Ближнего Востока. Копты и сирийские христиане, посещавшие Святую Землю, и на свой родной земле ощущая себя в меньшинстве, получали там этот знак — отметку о своей религиозной принадлежности. В XI веке во времена первых крестовых походов христианская церковь даже на какое-то время разрешила татуировки. Чтобы избавить крестоносцев от страха умереть вдали от родины Церковью дозволялось вытатуировать на внутренней стороне запястья крест, который в случае смерти имел ту же силу, что и погребение по христианским канонам.
Татуировки Латинской Америки
В Латинской Америке встречались модификации всех видов татуировок, которые только можно себе представить. В каждом регионе были свои инструменты, в том числе татуировка наносилась и иглами кактуса.
Любопытный вид татуировки можно увидеть у членов местных групп организованной преступности в Сальвадоре, Мексике и Колумбии. Стиль татуировки — чикано, который восходит и к татуировкам американских индейцев, испанских моряков, криминальных авторитетов. Татуировка часто наносится на все тело и выходит на лицо. Она становится знаком асоциальности. Современная татуировка на их теле может быть целым рассказом об истории жизни этого человека.
Известный испанский фотограф Изабель Муньос сделала в тюрьмах целую серию снимков членов бандитской группировки «Марас» (полное название «Мара Сальватруча»). Несколько снимков из этой серии можно увидеть на выставке в ГМИИ имени А. С. Пушкина
В ХХ веке татуировка становится атрибутом криминальных субкультур
Исследователи современной российской татуировки и той, что наносят «Марас», обратили внимание, что у них один и тот же функционал. Это и своего рода паспорт, «кто ты» и автобиография «за что сидел»
Но российская криминальная татуировка имеет более изощренный характер, в ней более сложная иконография. Непосвященному человеку трудно понять, что означает то, что он видит. Например, даже от того, где расположен рисунок, его значение может меняться. Татуировки «перстней» — можно отнести к своеобразному роду геральдики: в зависимости от того, какой фрагмент закрашен черным, а какой белым, и есть ли над ним корона или нет, меняются и его значения. Это очень сложная развитая иконографическая система. К сожалению или к счастью, она постепенно исчезает. Специалисты, работающие в Бутырской тюрьме, утверждают, что это слабеющая и возможно даже умирающая традиция. Воровскую традиционную татуировку сейчас практикуют меньше.
Советы, которые нужно иметь в виду при нанесении татуировки
Сделать татуировку — это не шутка, это решение, которое вы должны много подумать, прежде чем делать на своем теле. Татуировка — это то, что будет сопровождать вас в вашей жизни навсегда, и именно по этой причине вы должны быть уверены и уверены в том, что получите одну из них. Здесь мы оставляем вам несколько советов и советов, которые помогут вам, когда дело доходит до татуировки.
Если вы впервые собираетесь сделать татуировку, рекомендуется сделать небольшой дизайн, чтобы таким образом вы могли изучить процесс татуировки, как ваша кожа реагирует на чернила и как эта татуировка заживает на вашем теле. кожа
Это поможет вам лучше узнать свое тело, а затем сделать более сложные татуировки.
Важно знать свою терпимость к боли, так как это будет показателем расположения и размера вашей татуировки. Если вы очень чувствительны, вам следует избегать ребер, задней части колен, локтей или паха для вашей первой татуировки, так как в этих областях татуировка обычно очень болезненна.
Важно учитывать время года, в которое вы делаете татуировку, так как вы должны помнить, что только что сделанная татуировка не должна быть на солнце или намокать
Весна и ранняя осень — самые практичные для тату.
Желательно выбрать подходящий и известный тату-салон, признанный своей работой. Не стоит выбирать место, где татуировки дешевле, так как татуировка — это серьезно, и вам следует искать лучших профессионалов в этой области.
Важно исследовать татуировщика, так как именно он несет ответственность за нанесение татуировки на вашу кожу. У вас должны быть рекомендации от татуировщика, и вы должны увидеть предыдущие работы, чтобы увидеть, смогут ли они сделать ваш дизайн.
Важно тщательно и с умом подбирать дизайн, ведь тату всегда будет частью вас. Вы должны не торопиться, чтобы определиться с дизайном, частью тела, на которой вы хотите сделать эту татуировку, и выбранным профессиональным татуировщиком, так как это важное решение. Спонтанность — это нормально, но пометить свое тело на всю жизнь — важное решение, и вы должны делать это осознанно. Вы должны убедиться, что принимаете правильное решение и исходя из правильных для вас причин.
Важно следовать советам татуировщика по уходу до и после нанесения татуировки. Вы должны делать все правильно, чтобы ваша татуировка зажила идеально и вы могли с гордостью носить ее на своей коже.
Рекомендуется прийти в указанное время, чтобы сделать татуировку с другом, так как это даст вам больше уверенности, когда дело доходит до нанесения татуировки. Если вы нервничаете, не идите один, так как друг поможет вам поговорить с кем-то, кому вы доверяете, делая татуировку.
Важно задать необходимые вопросы, чтобы вы спокойно относились к своей татуировке и к тому, как они собираются сделать этот выбранный дизайн. Вы должны четко представлять себе, что такое ваше тело, поэтому возьмите все под контроль и получите всю необходимую информацию. Если вы не знаете, что такое инструмент, или если вы наносите крем или мазь на кожу, задавайте вопросы.
Не забудьте оставить свой комментарий об изображениях, показанных в этом блоге, и информации, которой мы с вами делимся …
Тату как мотивация
Чтобы татуировка не превратилась в бесформенное и блеклое пятно, необходимо следить за своим здоровьем и внешним видом. Необходимо выполнять несколько рекомендаций.
Пользоваться косметическими и лечебными средствами.
Существует множество кремов, которые помогают коже бороться с процессами изменения и старения. Благодаря им можно сохранить первостепенный вид татуировки надолго. Следует сделать акцент на увлажняющих кремах, которые будут питать кожу, и на солнцезащитных спреях, которые защитят от воздействия на тату ультрафиолетовых лучей.
Занятие спортом
Благодаря тем или иным физическим нагрузкам, мышцы сохранят свою форму, следовательно, кожа чувствует себя лучше и выглядит подтянуто. Сделать это не трудно, если регулярно заниматься.
Здоровое питание
Изменение веса происходит из-за замедленного метаболизма в возрасте. Не нужно придерживаться строгих диет, которые только навредят организму. Нужно лишь исключить вредные продукты и неправильную еду. Не наседать на калорийную пищу, ограничить себя в употреблении сахара и соли. Исключить алкоголь или употреблять его в меру. Спиртное выводит влагу из организма, в следствии кожа становится сухая.
Опасный принт
Многие хором скажут, что из этих двух примеров по-настоящему опасна пятнистая лео-расцветка
А вот и нет! Все внимание на невзрачный принт слева. Даже несмотря на контраст – россыпь белого на черном фоне – в компании с неактуальным кроем (не путать с платьем-рубашкой), подъюбником и разным уровнем длины узорчик смотрится по-учительски скромно
Неудачно подобранное платье заставляет меня выглядеть старше.
Расслабленный фасон не подчеркивает фигуру и делает весь мой образ каким-то вялым и унылым. В альтернативном примере для антиэйдж эффекта я добавила дерзости за счет принта и поозорничала с объемами рукавов. Ну и фактурный крой вещи с прямыми линиями и четкими структурами выглядит стильно и динамично.
Банты и рюши
По идее игривый бант должен был добавить в мой образ легкости. Но не в этом случае. Про сложную и харАктерую блузу из органзы я писала много раз: ее винтажную природу не смогли уравновесить даже модные джинсы. А белая футболка и клетчатый жакет – это самый простой вариант, чтобы выглядеть моложе и даже как-то свободнее.
Универсальные правила
Чтобы не испытывать дискомфорт от татуировки в старости, нужно следовать нескольким правилам.
Необходимо выбрать такое место нанесения рисунка, чтобы его не сложно было спрятать под одежду. Менее подвержены возрастным изменениям, и стареют в последнюю очередь, такие места как икры, предплечье, плечо. Даже при наборе веса они мало изменяются. Поэтому татуировка практически не подвержена деформации. Больше всего рисунки теряют свой прежний вид на животе и бедрах.
Размер татуировки. Маленький рисунок на теле изменяется совсем не сильно, в сравнении с масштабной татуировкой. Качество изображения и профессионализм исполнения имеют большое значение
При выборе тату-мастера важно посмотреть фото его работ, которые уже зажили. Так же можно попросить видео, на котором запечатлен процесс нанесения рисунка
История татуировки в Европе
В Античной Греции и Риме татуировку традиционно использовали для обозначения рабов и преступников. Эту практику древние греки позаимствовали у персов. В Древней Греции тату не делали для украшательства, там царил культ человеческого тела и считалось, что оно в этом не нуждается, оно и так совершенно. Но Греки и Римляне не были единственными жителями Европы. Их соседями по континенту были варварские племена, у которых татуировке себе делали. Упоминания об этом есть в античных источниках, хотя по ним сложно представить как выглядели эти татуировки, как они наносились, кому и зачем.
О древних корнях своей татуировки вспомнили сами европейцы в раннее Новое время, когда увидели тату жителей Северной Америки, начав ее колонизацию. Открытие американской татуировки стало для них культурным шоком. Они стали искать какие-то параллели с собственной историей и вспомнили, что и в Европе когда-то жили люди, которые ходили нагими и были татуированы. Стали появляться изображения пожалуй самого таинственного европейского народа — пиктов, а также бретонцев. Но был лишь плод фантазии исследователей тех времен.
Первые доступные изображения северо-американских индейцев впервые появились в многотомной истории Америки, которую издавал фламандский издатель и гравер Теодор де Бри. Он делал для нее гравюры с рисунков, которые были сделаны участниками французской и английской колонизаторских экспедиций. Французский художник Ле Муан де Морг, который был во Флориде и английский художник Джон Уайт, который по поручению Френсиса Дрейка был в Северной Америке. Энциклопедия разошлась огромными по тем временам тиражами. В нее наряду с изображениями татуированных индейцев Теодор де Бри включил изображения бретонцев и пиктов, населения древней Европы, чтобы сделать явление татуировки более понятным людям. Татуировка в раннее Новое время ассоциировалось в Европе как знак варвара, а в XVIII веке как например у Руссо — благородного дикаря, популярного персонажа литературы эпохи Просвещения. Но безусловно граница между цивилизованным миров и миром, где наносилась татуировка, проводилась.
На ярмарках большим успехом пользуются люди, которые развлекают зевак придуманными историями о том, что при таинственных и роковых обстоятельствах они были похищены дикарями и им сделали татуировки. На этой волне начинают появляться и профессиональные татуировщики, которые путешествовуют из города в город с ширмами и чемоданами с инвентарем для нанесения тату.
К XIX веку татуировка становится непременной частью ряда субкультур. Она начинает распространятся в армии и среди моряков.
Татуировка у Северных народов
К сожалению, этого нельзя сказать про коренное население Севера России. Северо-Восток России и Северо-Запад Америки — это было единое культурное поле — Берингоморье, и там тоже была традиция татуировки и довольно давняя. Находки археологов, связанных с Древнеберингоморской культурой позволяют думать, что это культура очень древняя. Среди них есть небольшие костяные амулеты с изображением человеческих лиц, на которых нанесены бороздки на подбородке. Из более поздних источников известно, что женская татуировка у народов Севера носила простой геометрический характер на лице: либо параллельные полосы на подбородке, либо параллельные полосы с носа на лоб с некоторыми вариациями в зависимости от региона. Например, на Чукотке это две простые полосы от носа, а на острове Святого Лаврентия у Эскимосов они тоже геометрические, но это более сложные узоры на лице и на руках, то есть на тех местах, которые можно видеть.
На острове Святого Лаврентия татуировку, традиционную для этих мест зафиксировали наши мореплаватели северо-восточной экспедицией Биллингса-Сарычева, которая побывала на острове. В атласе, изданном этой экспедицией и представленном на выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина, мы находим изображение женщины с такими татуировками, но она подписана как «жительница Чукотской земли». Тогда еще не проводилось четкой дефиниции, проведенной позже антропологами. Эту же татуировку можно увидеть на гравюре конца XVIII века, и она продолжала жить до конца ХХ века.
Американский антрополог Ларс Крутак посещал остров Святого Лаврентия в конце 90-х годов ХХ века. Он сфотографировал последних носительниц этой традиционной татуировки на лице. Была опасность, что эта традиция вместе с этими жительницами утратится и уйдет, но этого не произошло, потому что молодое население подхватило эти традиции и сейчас есть мастерицы, которые овладели этими знаниями и продолжают наносить татуировку и сами ее носить.
Параллельно, у нас на Чукотке женская лицевая татуировка уже на нашем веку может нас покинуть, если не сегодня, то завтра. Еще живы носительницы этой татуировки, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Осталось только четыре женщины. У нас пока нет волны возрождения своей традиционной культуры. Население Чукотки наоборот стремится куда-то уехать и начать вести другой образ жизни. Возможно, у нас эта традиция и прервется, но ее успел запечатлеть питерский татуировщик Дмитрий Бабахин, который сделал фотографии и снял последних представительниц местного населения с лицевыми татуировками на видео. Он не только татуировщик, но и настоящий исследователь-энтузиаст татуировки, который организовывает и ездит в исследовательские экспедиции. Он также попытался расспросить пожилых женщин зачем им наносилась татуировка, в каком возрасте и кто им ее наносил. Но они многого не помнят, потому что они наносилась им в детстве в семь-восемь лет. Теперь ее значения пытаются расшифровать западные антропологи, потому что сами чукчи уже этого не помнят. И получается такой парадокс, с одной стороны, Западный мир способствовал тому, чтобы эта традиция прерывалась, а сегодня, если носители этой традиции хотят ее возродить, то они неизбежно обращаются к материалам, оставленным западными исследователями.
Нет пророка в своем отечестве
Когда в 1854 году японские границы открылись для иностранцев, то американские моряки стали одними из первых из внешнего мира, кто увидел татуировки на телах японцев. Многие представители рабочих профессий, например плотники или разносчики, ходили по улицам с открытыми участками тела. Эти татуировки поразили воображение американцев. В это же время в Японии был введен запрет на нанесение татуировок на кожу местных жителей, потому что по мнению властей того времени татуировка была варварской практикой. Запрет действовал с 1872 по 1948 год. Несмотря на это японская татуировка вышла за пределы страны. В послевоенное время в Японии татуировка стала атрибутом Якудза и стала прочно ассоциироваться с мафиозными структурами.
Ранняя японская татуировка была тесно связана с японской гравюрой эпохи Эдо, и ее стилистические особенности, и именно они впечатлили сначала американских моряков, а потом и художников, и особенно то, что это не фигуративная татуировка, а цветная, покрывающая большие участки тела — «костюмы». Если мире, в основном, там, где существовала тату-традиция царила одноцветная орнаментальная татуировка, то в Японии сформировался совершенно другой ее вид. Кроме характерных для Японии изображений — карпов, хризантем и цветков сакуры, и сама форма татуировки сильно отличалась от всего остального, что и американцы и европейцы могли наблюдать в традиционных племенах и обществах.
Американцы, вдохновившись цветной японской татуировкой, стали разрабатывать ее формы у себя. Американские мастера вступали в переписку с японскими (Моряк Джерри), обмениваясь эскизами, техниками. Одним из первых сформировавшихся стилей стал тот, который сейчас знают под названием олд скул (старая школа). Это татуировки с ярким четким контуром и цветной заливкой. Это несопоставимо с тем, что традиционно для Японии, но благодаря этому влиянию в мировой татуировке появился цвет. Сначала красный, желтый, зеленый и сине-зеленый. В течение ХХ цвета палитра художников расширялась. Для некоторых цветов даже известны имена художников, которые их разработали и ввели в употребление. Например, фиолетовый цвет ввел в употребление Дон Эд Харди, ученик Моряка Джерри, один из самых знаменитых татуировщиков и основатель школы олд скул. Сегодня тату-мастера не ограничены в средствах самовыражения, им доступны любые краски и оттенки, но этот путь был запущен знакомством с японской традицией.
Американцы вдохновились японской татуировкой, хотя у коренного населения США была своя очень разнообразная традиция тату, которая с приходом колонистов замкнулась в границах резерваций. И в Америке сложилась такая странная ситуация, что несмотря на то, что эта традиция существовала у коренного населения, взаимоотношения с ними у колонистов «не сложились», и позднее вдохновились они заморской японской традицией.
Сейчас у коренных американцев идет возрождение своей традиционной татуировки. Это сложный путь, потому что она во многом утеряна, также как и язык и верования. Тем не менее процесс возрождения начался, и многие молодые коренные американцы сотрудничают с антропологами и с историками, и способствуют тому, чтобы возродить коренные традиции, и в том числе и татуировку.
Как ухаживать за татуировками?
Сохранение яркости нательного рисунка напрямую зависит от того, как за ней ухаживали на протяжении месяца после нанесения. Известно, что как минимум две недели после нанесения нужно несколько раз в день наносить на татуированную кожу крем для заживления тканей. Также в первые дни из места нанесения может сочиться сукровица — желтоватая жидкость, вытекающая вместе с кровью. Образующуюся корочку лучше не сдирать, потому что рисунок может стать тусклым.
Нанесение татуировки считается такой же модификацией тела, как и пирсинг.
Также тату-мастера рекомендуют на протяжении всей жизни пользоваться солнцезащитными кремами. Дело в том, что какой бы хорошей краска не была, под воздействием ультрафиолетового света она теряет свою яркость. Также следует следить за своим весом, потому что при образовании растяжек рисунок может исказиться.
Может, у вас есть татуировка и вы можете дать другие советы? Пишите в нашем Telegram-чате.
Самые древние татуировки
Татуировка как явление имеет очень древние корни. Самые древние относятся к периоду энеолиту — переходному периоду от каменного века к бронзовому. Этци, мумия, которую нашли во льдах Южного Тироля покрыта многочисленными, но очень простыми татуировками в виде геометрических линий и точек, на ней нет никаких сложных узоров и тем более картин. Ученые пытались анализировать их значение, однако, любые интерпретации, касающиеся Доисторического периода, делать очень сложно, потому что памятников (предметов быта, изобразительного искусства) крайне мало, с которыми можно было бы эти татуировки сопоставить. Самая рабочая теория, что татуировки на теле мумии Этци носили лечебный характер (что-то сродни акупунктуре). Возможно, это работало как иглоукалывание, поскольку эти простейшие татуировки располагались определенных точках на его теле (суставах, позвоночнике и др.).
Недавние открытия показали, что татуировки делались и в Древнем Египте еще с Додинастического периода: в 2018 г. с помощью съемки в инфракрасном свете мумий из Гебелейна, хранящихся в Британском музее, исследователям удалось выявить татуировки на мумиях, которые были сделаны более 5000 лет назад. Причем татуировки нашли и на мужских, и на женских мумиях, хотя раньше считалось, что в Древнем Египте только женщины украшали своё тело татуировками. И это были не только простейшие рисунки, но и более сложные фигуративный изображения. Например, на руке мумии молодого мужчины было обнаружено изображение гривистого барана и дикого быка. Более поздние татуировки эпохи Нового Царства (13−11 век до н. э.) были найдены французскими исследователями совсем недавно, в 2016 и 2018 года.
Одна из их находок — женская мумия жрицы из Дейр-эль-Медины, чьи татуировки очень похожи на орнаменты, которые можно наблюдать на знаменитом экспонате, который хранится в древнеегипетской коллекции ГМИИ имени А. С. Пушкина — на ложечке с цветком лотоса с ручкой в виде плывущей девушки. На ней можно разглядеть орнаментальные узоры: ожерелье на шее, узор на пояснице и на внешней стороне бедер. Находки татуированных мумий позволяют говорить о том, что и на ложечке изображены татуировки: орнамент на пояснице девушки очень похож на тот, что нанесен на мумию из Дейр-эль-Медины и по расположению, и по форме, и по линиям. На женской мумии из Дер-эль-Медины внизу спины найдена татуировка в виде двух цветков лотоса, соединенных пунктирной линией, схожей с «поясом» на московской ложечке.
Еще одна страница древнейшей истории татуировки — это мумии, обнаруженные в Горном Алтае и в Хакассии. Это Пазырыкская (VI — III века до н. э.) и Таштыкская (II-V века уже нашей эры) культуры. На выставке сами мумии представлены не будут, это редчайшие находки и их большая часть находится в Эрмитаже, а знаменитая принцесса из Укока осталась на Алтае. Эти находки требуют особого отношения и редко путешествуют. Эта древнейшая страница истории татуировок связана с российским регионом.
Океания — особый регион истории татуировки
В культуре Океании татуировка занимала центральное место, сопоставимое с тем, что у нас занимает религиозная живопись. Татуировки наносились в знак инициации и для идентификации статуса. Первые европейцы, которые посетили Океанию, писали, что туземцы наносят на себя татуировку как костюм. Но это наивный взгляд. В Европе, например, носят ордена, которые говорят о знаках воинской славы, а у жителей Океании, и в частности, у охотников за головами, такие функции выполняет татуировка. Если ты воин и собрал много голов своих врагов, то заслужил определенную татуировку, большую и в значимом месте. А женщины, чтобы их не похитили и не увели в другое племя, тоже должны были нанести соответствующий знак на свое тело.
Об Океании нельзя говорить как о неразделимом и монокультурном регионе. Татуировки маори (Новая Зеландия) — это татуировка та-моко, которая наносилась на лицо как мужчинам, так и женщинам. У мужчин — целиком, а у женщин, она концентрировалась вокруг губ и на подбородке. У маори татуировка являлась по сути паспортом. Они считали, что если попасть в загробный мир без татуировки, то нельзя будет присоединиться к предкам. Можно будет вечно пребывать в чистилище, потому что тебя не опознают. Известен факт, что британцы делали зарисовки маорийских вождей, но когда они показывали их тому, кто изображен на портрете, то он себя не узнавал, потому что там не были переданы какие-то нюансы татуировки. Для них татуировка неотделима от их личности также как для европейцев черты лица.
Сушеные головы
Маори не только охотились за головами своих врагов, а затем их высушивали, но они таким же образом поступали и с родственниками. Таким своеобразным образом они хранили память о своих предках. Для них татуировка имеет такое серьезное значение, потому что она сохраняется и на голове. Эти татуированные головы для них — алтарь предков. Такой обычай был не только у маори, но и в Иерихоне, и в Древнем Риме. При конфликтах или военных союзах, головы друг у друга отбирались или обменивались. С приходом европейцев сушеные головы (мокомокаи) тем или иным путем попали во многие европейские музеи. Сейчас в Новой Зеландии идет мощная волна репатриации татуированных голов.
Музей Бранли вернул все головы из своей коллекции в Новую Зеландию. Это этический момент, потому что нельзя сравнивать человеческие головы с обыкновенными экспонатами. Хотя сами маори в прошлом торговали головами с европейцами, они меняли их на мушкеты.